Пересказы по иллюстрациям более содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Таким образом, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.
Ограниченность речевого общения, несформированность связной речи отрицательно влияют на личность ребенка, вызывают специфические невротические наслоения, формируют отрицательные качества (замкнутость, негативизм, агрессивность, неуверенность, чувство неполноценности), что сказывается на успеваемости, а также на социальной активности ребенка.
Таким образом, представленные аргументы доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.
Как отмечалось выше, развитие речи учащихся - это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.
Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Подготовительная работа начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Для этого используются сюжетные раздаточные картинки по развитию не просто речи, а по развитию связной речи и сюжетные картинки, данные в учебниках. Такая работа приближает учащихся к связному рассказу.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют "жёсткое задание" (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию связной речи необходимо считать и то, и другое. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи надо ежедневно на всех уроках русского языка и литературного чтения.
При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены.
Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. Такая работа помогает учащимся осознать, что содержание рассказа надо передавать последовательно, логично, правильно строить предложения, т.е. подготавливает к письменным сочинениям.
Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которые рекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляются коллективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления.
Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:
Сообщение темы и цели работы.
Чтение вслух плана рассказа, данного учителем, или коллективное составление плана.
Коллективное составление плана рассказа по плану.
Обдумывание рассказа в целом каждым учеником.
Связные рассказы по плану.
При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану:
1. Постановка перед классом цели работы.
2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета.
3. Озаглавливание картинок.
4. Устные рассказы по плану.
Первые же сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в 4 классе (элементы описания картины возможны во 2 –3 классах).
Устные рассказы проводятся с первых дней обучения в школе, а письменные - несколько позднее, примерно в октябре. Чем раньше будет введена самостоятельная устная и письменная речь учащихся» тем легче она будет развиваться впоследствии. Поэтому очень важно дать ясный ответ на вопрос: как начинать рассказы и сочинения в I классе?
Устные рассказы в период обучения грамоте невелики по объему, просты по содержанию, они ситуативны (ситуативностъ постепенно уступает место целенаправленности), носят следы бытовой речи. Обычно детские высказывания высокоэмоциональные. Нужно научить детей рассказывать на заданную тему, не отклоняться, доводить рассказ до конца, строить правильно предложения, выбирать слова. Очень помогает вопрос: о чем ты расскажешь? Первоклассники учатся делать простейшие обобщения, планировать свою речь. От ситуативного диалога они идут к организованному монологу.
Другое о образовании:
Сравнительный анализ гендерных особенностей мотивации преступного поведения
Значение категории мотива в изучении закономерностей поведения, в том числе преступного, безусловно велико. Исследования мотивации преступника позволяют взглянуть на преступление изнутри, не как на статистическую единицу во всем массиве преступности с ее собственными характеристиками и свойствами, ...
Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования
Изменение политических и социально-экономических путей развития нашего общества выдвинуло на передний план новые требования к системе образования в целом и ее начальному звену — дошкольному воспитанию. Целью преобразований в сложившейся педагогической практике является создание условий для развития ...
Приемы обучения выразительному чтению стихов
Анализируя и синтезируя все рассмотренные способы, методы, требования к заучиванию, а также опираясь на методическое планирование Стародубовой Н.А., можно выделить основные позиции при проведении поэтического занятия в детском саду: 1. подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создан ...