В непосредственной связи с развитием мышления находится воспитание культуры речи. Нередко преподаватели внимательны, только к тому содержанию, которое излагает учащийся, но не очень следят за тем, как он говорит. Такой подход не может считаться оправданным. Математик не может быть безразличным не только к содержанию, но и к форме ответа. Нельзя считать, что воспитание культуры речи находится только в руках преподавателей русского языка и литературы. И то, что может сделать учитель математики, порой затруднительно для преподавателя истории или литературы. Действительно, именно на уроках математики школьник должен привыкать к краткой, четкой, логически отточенной речи. Именно в математике следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует избегать слов и фраз, не несущих смысловой нагрузки.
Каждому человеку приходится выражать словами свои мысли, желания, впечатления, и во всех случаях нужно добиваться того, чтобы мысль передавалась точно и без искажения. А для этого необходимо, чтобы второстепенные детали и лишние слова не затемняли основного содержания, приучиться произносить только то, что необходимо для понимания дела.
У некоторых учащихся есть склонность к украшательству своей речи. Им кажется, что это красиво, и они приближаются к литературным достоинствам великих мастеров слова.
К сожалению, у многих имеется привычка к «мычанию»: человек не может вовремя найти нужное слово, и перерыв заполняет длительным «ммм .». Этот недостаток легче исправить у детей, чем у взрослых.
Весьма распространено также злоупотребление иностранными словами. Это не только не красит речь, но нередко бывает причиной затруднений у слушателей. Родной язык достаточно богат, чтобы без нужды не пользоваться словами и выражениями, которые не свойственны ему, и его засорение должно считаться признаком бескультурья.
Преподаватель не может проходить без внимания мимо недостатков речи учащихся. И если школьник будет знать, что любой недостаток его речи будет замечен, любая алогичность в его рассуждениях будет отмечена, он станет внимательнее относиться к тому, что и как он говорит, и с детства привыкнет следовать в своей речевой практике замечательной узбекской поговорке: «Человек! Прежде чем пропустить слова через нижнюю часть головы, пропусти их через верхнюю».
Конечно, чтобы воспитывать речь школьника, преподаватель сам должен владеть ею безукоризненно. Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны содействовать восприятию учащимися предмета изложения, процессу запоминания. Речь не должна быть слишком быстрой, поскольку за ней трудно следить многим учащимся. Но она не может быть и излишне медленной, так как при таком изложении может потеряться нить изложения. Если учитель рассказывает так, что его не приходится переспрашивать, удается сэкономить время на ненужных вопросах и ответах, вызванных торопливым изложением, когда теряется не только время, но и цельность представления о том, что излагает учитель.
Учитель не должен забывать, что четкая речь и мысль доступнее для понимания, чем мысль расплывчатая, речь неправильная, переусложненная множеством придаточных предложений и отвлекающих украшений. Речь учителя должна быть не только грамматически и литературно правильной, но и эмоционально насыщенной. Учащиеся от общения с учителем должны получать внутреннюю убежденность в беспредельной важности того, что он им сообщает, веру в собственные силы, интерес к предмету и стремление к познанию.
Другое о образовании:
Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью
Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педа ...
Интегративные тенденции в проблеме экологического образования детей
дошкольного возраста
Проблема экологического образования является относительно новой для дошкольной педагогики, тем не менее, с конца с конца 80-х гг. усиленно развиваются тенденции системно- целостного подхода к экологическому образованию. Комплексный подход в экологическом образовании дошкольников рассматриваются с р ...
Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...