Если следовать теории Н.И. Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределением субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов.
Сочетание слов – двигатель речевого механизма.
Предложение слов – двигатель речевого механизма.
Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу – подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уж было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.
В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг.
Коля купил- предикативная группа;
Купил что? – тетрадь общую;
Тетрадь какую?- тетрадь общую;
Тетрадь для чего? – тетрадь для записи;
Для записи чего? – для записи названий;
Названий чего? – названий книг;
Книг каких? – прочитанных книг.
Теперь можно построить схему модель « глубины» подчинительных связей в предложении. Изобразим это в виде «лесенки»
Коля купил- 1-ая позиция
тетрадь- 2 ая позиция
общую для записи 3 ая позиция
названий 4 ая позиция
книг 5 ая позиция
прочитанных 6 ая позиция
Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте « деятель – действие»: коля и купил.
Общепринятое определение подлежащего – « то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что? Именно тетрадь несет новое сообщение.
Наиболее частая и трудно исправимая ошибка учащихся – смещение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Клониться от разбега подобных примеров удается не всегда. Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля – отличник, высок ростом, стал чемпионом.
В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием, « второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать( Мальчик спрыгнул в яму – во что? Куда?) Работа осознания языковых единиц предполагает обучение построению простого предложения в зависимости от задач и целей высказывания, распространение основы предложения словами и словосочетаниями. Приведем примеры некоторых упражнений.
Прочитайте. Спишите. Дубы. Наступила осень. Вспыхнули березы, осина. Только дубы стояли посреди леса зеленые. Прошла осень. Опали листья. Лес почернел. Только дубы золотились в лесу. ( Ю. Коваль.)
В предложениях найдите слова, показывающие о чем говорится в предложении, что говорится. Подчеркните их.
Прочитайте.
Пришла осень. Астры загорелись ярким костром. Клены пожелтели. Рябины гнуться к земле.
В предложениях найдите подлежащее и сказуемое. Подчеркните их.
Образец. Астры загорелись ярким костром.
Из слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу подлежащее. Предложения запишите.
В рощах ( лето, весна, зима) недавно гостило
Пришел ( сентябрь, осень).
Могучие ( дубы, дерево) гордо стоят посреди леса. Желательно, чтобы анализ текста» Дуба» опирался на личные наблюдения детей, чтобы в процессе экскурсии учитель объяснил школьниками значение предложений. Вспыхнули березы, осины. Пожелтели листья берез, покраснели листья осени. Лес похож на вспыхнувший костер.
При анализе текста учащиеся находят подлежащее, сказуемое, выписывают их в том порядке, как это дано в упражнении, подчеркивают подлежащее, сказуемое: Пришла осень. Опали листья. Лес почернел. Дубы золотились.
Упражнение специально подобрано так, чтобы дети сразу осознавали взаимосвязь между подлежащим и сказуемым, понимали, что предложение часто может начинаться и со сказуемого. Для развития умений находить главные члены предложения целесообразно использовать распространенные предложения и предложения с однородными подлежащими:
Вспыхнули березы, осины. Важно обратить внимание на то, что в предложении при одном сказуемом два подлежащих, что эти подлежащие на письме отделяются запятой.
Другое о образовании:
Финансовая самостоятельность дошкольного образовательного учреждения
Происходящие изменения в российской системе образования требуют адекватных изменений в организации финансовой и экономической деятельности дошкольных учреждений. Как юридическое лицо дошкольное образовательное учреждение обязано в своей деятельности руководствоваться всеми нормативными и ведомствен ...
Анализ результатов экспериментальной работы по
развитию речи младших школьников
Результаты анализа уровня развития речевых умений после формирующего эксперимента получились высокие. Умеют строить описание (последовательно и связно описывать) и раскрывать тему и основную мысль в сочинении - 88% класса, отбирать материал в соответствии с темой сочинения и использовать прилагател ...
Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев ...