Подлежащее и сказуемое являются организующими центрами двусоставного предложения. Вокруг них группируются все остальные члены предложения.
Подлежащее – главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы. И.п. кто? Или что?
Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым.
Например: Кошка была рыжего цвета.
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.
Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Например: Лес был очень темный.
Подлежащее, обозначая носителя признака, может быть выражено словом, имеющим любое лексическое значение при грамматическом значении предметности: оно может обозначать лицо, предмет, одушевленный или неодушевленный, явление, отвлеченное понятие и т.д.
Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим: действие – отряд приблизился к речке; состояние – она была счастлива: качество – дорожные размышления мои были не очень приятны.
Таким образом, главными членами двусоставного предложения являются подлежащее и сказуемое.
Самой распространенной формой выражения подлежащего являются именительный падеж имени существительного. Предметное значение имени существительного и независимый именительный падеж наиболее приспособлены для выполнения функции подлежащего как независимого члена в предложении, обозначающего предмет высказывания. Например: Лошади шли шагом и скоро оказались на месте.
Для выражения подлежащего широко используют местоимения – существительные:
а) личные местоимения: Она едва удостоила девушку своим взглядом;
б) вопросительные местоимения: Кто скачет, кто мчится под холодную мглой?;
в) относительные местоимения: Она не сводит глаз с дороги, что идет через поле;
г) неопределенные местоимения: Некто жил около леса;
д) отрицательные местоимения: После этого случая никто не разговаривал с Алексеем.
Подлежащее может быть выражено именем числительным, например: Семнадцать – нечетное число; Семеро одного не ждут.
Неопределенная форма глагола, выполняющая функцию названия действия – состояния, может выступать в роли подлежащего, например: Расчудесное занятие – снегирей ловить.
Неопределенная форма вспомогательного глагола может иметь при себе тесно связанное с ней по смыслу управляемое слово, и тогда все сочетание выступает в роли составного подлежащего, например: Стать врачом – его постоянная мечта.
Таким образом, подлежащее может быть выражено различными частями речи.
Выделяются различные типы сказуемого. Сказуемое бывает глагольное и именное. Как то, так и другое может быть простым и составным.
Простое глагольное сказуемое выражается различными глагольными формами.
Например: Ветер осенний наводит печаль.
Глагольные простые сказуемые делятся на согласованные и несогласованные.
Например: Ты бы ложилась, нянечка (согласованное) Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай (согласованное).
Составное глагольное сказуемое (иногда его называют сложным) образуется из двух глаголов: глагола в личной форме с ослабленным лексическим значением, играющего, поэтому вспомогательную роль, и инфинитива, выражающего основное смысловое значение всей конструкции.
Например: Я стал слабеть и здоровьем.
Именное сказуемое является простым, если состоит только из именной части (например: Моя сестра врач), и составным, если состоит из глагольной связке и именной части (например: Моя сестра была врачом).
Другое о образовании:
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Проблемой познавательного развития детей интересовались на рубеже начала XX века многие зарубежные ученые: В. Штерн, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познават ...
Методические разработки по теме: "Аммиак. Соли аммония"
Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подхода. Форма урока выбрана не случайно. Проблема использования аммиака и солей аммония, их свойств достаточно сложна, но посильна для девятиклассников. Учитель направляет с помощ ...
Использование
технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи: дать учащимся более полную и ...