Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Новая педагогика » Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах » Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Страница 8

К педагогическому рисунку мы относим рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнести выправление работы ученика рукой педагога.

Первый вид рисунка – работа на классной доске – является прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на «золотое правило обучения», Я.А. Коменский писал: «Следовательно, о том, чтобы надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлился в воображении». А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске.

Главное качество педагогического рисунка – это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное.

Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной-двух минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10–15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.

mhtml:file://C:\D&S\Таня\Рабочий%20стол\Бисероплетение\зубак\зубак\ОСНОВНЫЕ%20ДИДАКТИЧЕСКИЕ%20ПОЛОЖЕНИЯ%20МЕТОДИКИ.mht!http://artdes2005.narod.ru/4/4_2/drawings/drawings/06_clip_image026.jpg

mhtml:file://C:\D&S\Таня\Рабочий%20стол\Бисероплетение\зубак\зубак\ОСНОВНЫЕ%20ДИДАКТИЧЕСКИЕ%20ПОЛОЖЕНИЯ%20МЕТОДИКИ.mht!http://artdes2005.narod.ru/4/4_2/drawings/drawings/06_clip_image028.jpg

Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в педагогических институтах. При должной настойчивости рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми.

Второй вид рисунка – это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками мы пользуемся в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного-двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического рисования – это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Некоторые методисты категорически возражают против таких исправлений, но эта точка зрения субъективна. Несомненно, что все указанные формы помощи учащимся в их работе над рисунком должны иметь место в школе. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение.

Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог.

Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем.

Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.

Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое о образовании:

Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста
Развитие наблюдения и наблюдательности у детей, в дошкольной педагогике, считается одной из важнейших задач умственного воспитания. Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие ра ...

Воспитанность как комплексное свойство личности
Воспитание – это целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности и личности. Воспитательный процесс в современной школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесс ...

Особенности развития детей в младшем школьном возрасте, влияющие на необходимость осуществления социальным педагогом психотерапевтической функции
Младший школьный возраст – период жизни ребенка примерно от 6 – 7 до 10 – 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах и среднем звене современной школы . Р.П. Ефимкина в книге «Детская психология» говорит о том, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведе ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru