Одним из средств активизации учащихся является повторный вопрос. Например, педагог объяснил то или иное правило, задал ученикам вопросы, они дали правильные ответы. Педагог разрешил приступить к работе, но в процессе наблюдения за работой заметил ошибки в рисунках; значит, не все усвоили объяснение. Он прерывает работу и задает классу один из прежних вопросов, но ставит его в несколько иной формулировке. Такой видоизмененный вопрос заставит учащихся подумать и проверить себя.
Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома. Задания на уроках и дома должны быть разнообразными по характеру, по самому типу работы (в соответствии с требованиями программы): то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоративное рисование.
Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть, применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя, советская педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект воспитания, а как сознательного, активного работника.
В индивидуальной работе могут быть применены активные и пассивные методические приемы работы.
Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает пространного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сделано для всего класса), а только кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы возбудить сообразительность ученика, и затем указывает направление к достижению намеченной цели.
Активный метод работы, напротив, заставляет активно работать преподавателя, а ученика – выполнять его указания. Рассмотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструктивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не приучился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педагог задает ему вопросы, относящиеся к строению предмета, иногда подсказывая ответ. Например, надо рисовать кувшин. Ученик уже наметил рисунок, но допустил грубые ошибки: предмет не стоит на плоскости, нарушены пропорции, не передан характер формы. Педагог стремится помочь ученику самому исправить рисунок. Для этого он встает позади рисующего и говорит, что, где и как надо исправить.
В процессе такого обучения ученик совместно с руководителем анализирует натуру и выправляет рисунок.
Но, несмотря на известные положительные моменты в таком методе обучения, все же для постоянной работы он непригоден. В основном надо приучать детей к самостоятельному преодолению трудностей, к собственному верному решению задачи. Коменский указывал, что учить нужно таким образом, чтобы ум ученика развивался самостоятельно. Главной задачей учителя он считал пробуждение и укрепление «самодеятельности ученика». Если это не удается, если ученик не чувствует любви к науке, то виноват в этом учитель, не сумевший вызвать к жизни «самодеятельность ученика».
Чтобы ученик хорошо усваивал материал, не следует давать его в большом объеме: небольшими порциями он лучше усваивается. Вместе с тем материал должен преподноситься в систематическом и последовательном порядке. Отсюда следует дидактический принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между последующими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила – не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного плана, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.
Другое о образовании:
Комплекс упражнений для обучения учащихся стратегиям идентификации слова в процессе
чтения иноязычных текстов
В том случае, когда в языковой учебный процесс включаются уроки с использованием научно-популярного текста для ознакомительного чтения, аудиторная работа, направленная на самостоятельное понимание (а также на обучение приемам − стратегиям − понимания) текста учащимся, должна быть опреде ...
Анализ программы и посещённых уроков по ручному труду
Обучение труду в младших классах специальной коррекционной школы направлено на решение следующих задач: 1)воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и других). 2) уважение к людям труда; 3)сообщение элементарных знаний о видах труда, ф ...
Природа и духовное начало русских и украинских
народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...