10) От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
11) Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и так далее. Например: п…….(простокваша).
12) Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
13) Составить графическую схему предложения: предложение,
слова,
_ _ слоги,
звуки.
14) Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос — сон, кот - ток, сор - рос.
15) Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка.
16) Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: курица, осы, шуба, карандаш арбуз. Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).
17) Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии. 18) Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.
19) Какой звук убежал? (Крот - кот, лампа - лама, рамка - рама). 20)Найти общий звук в словах: луна - стол, кино — игла, окна — дом. 21)Придумать слова к графической схеме.
22) Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме.
23) Назвать деревья, цветы, животных, посуду и так далее слово-название которых соответствует данной графической схеме.
Конечной целью логопедической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.
При работе над формированием морфологических и синтаксических обобщений нами были выбраны следующие направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.
Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе. Работа над предложением строилась по следующему плану:
1) Двусоставные предложения, включающие существительные в именительном падеже и глагол третьего лица настоящего времени (Дерево растет).
2) Другие двусоставные предложения.
3) Распространенные предложения из трех-четырех слов: существительное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу). Предложения типа: Бабушка дает ленту внучке. Девочка гладит платок утюгом. Дети катаются с горки. Солнце светит ярко. В дальнейшем работа строится на более сложных предложениях.
Первоначально детям объясняется метод составления предложении по наглядным схемам на материале одного - двух предложений. Например, предлагалась картинка "Мальчик читает книгу". С помощью вопросов определялся субъект (мальчик), предикат (читает), объект действия (книгу). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки соотносились непосредственно с предметами и действиями, изображениями на картинке. Дети составляли предложения по картинке, а под ней.
При формировании функции словоизменения обращалось внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и так далее.
Последовательность работы определялась последовательностью появления форм словоизменения в онтогенезе.
Формирование функции словоизменения и словообразования осуществлялось как в устной, так и в письменной речи.
Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводилось в слове, затем в словосочетаниях, предложениях, текстах.
Чтобы отследить результативность формирующей работы, проводился контрольный эксперимент.
На заключительном этапе коррекционно – развивающей работы с учащимися младших классов по преодолению дисграфии, была проведена повторная диагностика, в которой использовались те же исследования, что и при первичном обследовании.
В таблице 4 представлены результаты анализа ошибок учащихся младших классов экспериментальной и контрольной групп после коррекционно-развивающей работы.
Таблица 4 Характеристика и частота ошибок в письменных работах детей
Типы ошибок |
Виды ошибок |
Число детей, допускающих данные ошибки | |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Ошибки звукового состава |
1. Замены согласных 2. Замены гласных 3. Пропуски гласных 4. Пропуски согласных 5. Пропуски слогов и частей слова 6. Перестановки 7. Добавления 8. Раздельное написание частей слова |
3 2 3 4 1 1 - 3 |
4 3 3 3 3 2 1 4 |
Лексико-грамматические ошибки |
5. Замена букв по количеству элементов 6. Замена букв по пространственному расположению 7. Зеркальное письмо букв 8. Общее искажение букв |
2 3 1 3 |
3 2 1 1 |
Графические ошибки |
5. Замена букв по количеству элементов 6. Замена букв по пространственному расположению 7. Зеркальное письмо букв 8. Общее искажение букв |
3 2 - 2 |
2 3 - 3 |
Ошибки на правила правописания |
5. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу 6. Большая буква в начале предложения, в именах и кличках животных 7. Правописание мягких согласных 8. Правописание безударной гласной в корне слова (двухсложные слова) |
4 3 4 4 |
4 4 5 6 |
Другое о образовании:
Методика
использования занятий по изобразительной деятельности как средства
эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...
Опыт работы Европа-школы
Нам удалось познакомиться с опытом одной из Европа-школ, где среди других языков изучается и русский. На каждой возрастной ступени работают 2 параллельных класса. В подготовительных классах учится по 16 детей. С 1 класса планируемая наполняемость составляет 24 ученика. Русско- и немецко- говорящие ...
Пример проекта создания детской телестудии "Школа телевизионногомастерства"
"Учителя и родители говорят, что уже очень скоро нам придется самим решать, какие предметы изучать, какую профессию выбирать. В 12 лет принять такое важное решение не просто. Как сделать так, чтобы природная одаренность каждого из нас совпала с выбранной профессией? Принято считать одаренными ...