Одаренность проявляется не только в опережающем развитии интеллекта, подтверждаемого успехами в академической, научно-исследовательской, информационно-поисковой деятельности. Сегодня особенно востребована социальная одаренность, находящая выражение в незаурядных организаторских способностях, в лидерских качествах.
Отличие лидера от интеллектуала в том, что, наряду с незаурядными умственными способностями, он способен успешно проявлять себя в нескольких областях, то есть имеет разносторонние способности.
Социальная одаренность связана, прежде всего, с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений.
Социальная одаренность студента должна быть замечена, оценена по таким параметрам, как его готовность к социальному познанию, просоциальное поведение, моральные суждения, лидерство (социальная инициатива, активность, гибкость, открытость, организаторские способности).
Студент, обладающий социальной одаренностью, имеет возможность проявить себя как лидер в студенческом самоуправлении (старостат, студенческий деканат, студпрофком), в общественных движениях, в деятельности молодежных организаций, в политической жизни города, края.
Таким образом, система студенческого самоуправления в СГУ выступает как особая форма инициативности, самостоятельности, ответственности студентов, направленных на решение ключевых проблем жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее общественной активности, на поддержку социальных инициатив.
Дальнейшее совершенствование самоуправления как средства развития социально одаренных студентов направлено на усиление роли студенческих коллективов в гуманистическом воспитании, в формировании толерантности , нетерпимости к проявлениям экстремизма; выработку чувства социальной справедливости; обеспечение здорового морально-психологического климата, а также объединение усилий администрации, профессорско-преподавательского состава, профсоюзных структур для создания единой системы управления и решения студенческих проблем при активном участии самих студентов.
Основными принципами студенческого самоуправления являются: создание условий для проявления лидерских качеств; сотрудничество с администрацией вуза, профессорско-преподавательским корпусом, родителями, социальными партнерами в вопросах повышения качества образования; выражение интересов обучающихся; выборность и сменяемость участников.
Задачи студенческого самоуправления: выработка системы, определяющей взаимоотношения и единство всех подхода к решению студенческих проблем; привлечение студентов к самоуправлению, самообслуживанию, самообеспечению; привитие государственно-патриотической идеологии, чувства корпоративного единства, основ политической, экономической, нравственной культуры.
Лидер, воспитанный в университете, - это человек, способный своими социальными инициативами обеспечить устойчивость социума, его культурную и духовную консолидацию в условиях полиэтничной среды.
Социально одаренный студент, а затем – аспирант, молодой ученый в области социально- экономических наук, обязательно должен обладать этнокультурной компетентностью:
- непредвзятость позиции при оценке других людей, их национально-психологических особенностей;
- преодоление этноцентристских предубеждений;
- способность эмоционально, участливо и тактично откликаться на запросы, интересы и поступки людей других культур.
Сегодня, благодаря университетскому образованию, в политику, в предпринимательскую деятельность, в управленческие структуры приходят не просто успешные лидеры, но и специалисты с немалым интеллектуальным, культурным багажом.
Особую значимость для самореализации студентов – лидеров имеет университетские программы «Лидер», «Академия самоуправления», «Студенческие отряды», «Институт кураторов». В соответствии с данными программами студенты имеют возможность участвовать в различных общественных мероприятиях.
Другое о образовании:
Работа с коллективом родителей
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, об мен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителе ...
Диагностика речевого развития 3 - 4-х летнего возраста
Методические рекомендации к планированию и проведению занятия по обследованию психомоторного развития детей с нарушениями речи При отборе основных видов движений и их количества для проведения занятия по обследованию психомоторного развития необходимо учитывать возрастные особенности детей данной г ...
Функции контрольно-аттестационного комплекта в образовательном процессе
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого. Проверка ...