- создание базы данных о талантливых учащихся города и края, оказание им психолого-педагогической поддержки, мониторинг их творческих достижений с целью оказания им психолого-педагогической поддержки, проведения индивидуальной работы для поступления в университет;
- расширение сети университетских лицейских классов, работающих в тесном контакте с университетом: при участии преподавателей, использовании учебной и научно-исследовательской базы; проектирование содержания обучения по программам, сопряженным с университетом; использование в классах вузовских форм обучения: лекций, семинаров, коллоквиумов, кейс-технологий, метода проектов, ИКТ.
Успешность реализации данных направлений зависит от ряда условий: знаний преподавателями университета, ведущими работу со школьной одаренной молодежью, их возрастных особенностей, характерных черт и свойств проявления детского творчества, критериев (показателей) его оценки; наличие представлений о структуре системы дополнительного образования в Ставропольском крае; знаний принятых МО СК документов, обеспечивающих эффективность работы образовательных учреждений, педагогов с одаренной учащейся молодежью.
Успешное развитие творческих задатков школьников, их осмысленная ориентация на поступление в университет, выбор специальности в немалой степени зависят не только от школьного учителя (как правило, выпускника нашего университета), но и от университетского преподавателя, обладающего настоящей педагогической интуицией, серьезной психологической и профессиональной подготовкой, незаурядными личностными качествами, интеллектом.
Успешность развития одаренных детей также зависит от наличия в образовательном учреждении соответствующих условий, которые не могут быть созданы вне процесса интеграции основного и дополнительного образования, без тесного взаимодействия с вузовской наукой.
Поэтому перед университетом, вузовской наукой сегодня стоит важная задача научить учителя «рассмотреть» одаренного ребенка среди других детей. Для этого необходимо серьезное повышение качества подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми.
Талантливым детям особенно необходимо развивающее образование. Становление личности одаренных детей должно происходить в особой среде – в среде увлеченности наукой. Отсутствие интереса, обыденность на уроке существенно тормозит процесс развития такого ребенка.
В этой связи, отмечают руководители МО СК, невозможно представить развитие одаренности без помощи ученых, которые помогают педагогам в разработке методик и рекомендаций для работы с талантливыми детьми.
При всех достоинствах любых форм массового образования есть определенный риск «выравнивания», «стандартизации» выпускников. Зачастую массовое образование не создает специальных условий для возникновения интеллектуальной элиты общества. Вот почему дополнительное образование наиболее оптимально создает новые возможности для проявления индивидуальности учащегося.
В учреждениях дополнительного образования, тесно взаимодействующих с факультетами, кафедрами университета, возможны новые формы коллективного общения, внедрение коммуникативных методов обучения в отличие от традиционного обучения, когда преподаватель является главным действующим лицом образовательного процесса.
Вовлечение в сферу научных интересов, активного интеллектуального труда, углубленное изучение отдельных учебных предметов, создание условий для построения индивидуальных образовательных программ, обеспечение крепкой взаимосвязи между общим и профессиональным образованием – все это обеспечит белее эффективную подготовку выпускников школы к освоению программ высшего образования.
Не случайно национальные проекты в области образования, утвержденные Правительством Российской Федерации, направлены, прежде всего, на: государственную поддержку вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы; реализацию программы поддержки лучших учителей; информатизацию образования; создание новых университетских центров межрегионального развития на базе ВУЗов, поддержку талантливой молодежи, продвижение молодежных инициатив.
Работа с учащимися с опережающим развитием, предполагающая содержательное и организационное взаимодействия образовательных учреждений разных типов, не может быть ограничена отдельными и однообразными мероприятиями, позволяющими только выделить этих детей из общего детского коллектива – олимпиадами, конкурсами, фестивалями, смотрами и др. Необходима системная и длительная работа, ориентированная на создание необходимых условий для полноценного развития каждого ребенка.
Другое о образовании:
Понятие дислексии
Дислексия (dyslexia) - нарушение развития ребенка, проявляющееся в избирательном поражении его способности научиться читать и писать. Данное заболевание встречается сравнительно редко, причем наблюдается чаще у мальчиков, чем у девочек, однако может повлечь за собой значительные трудности, связанны ...
Уровень и специфические особенности мышления дошкольника
Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. Психологические и ...
Понятия «монологического высказывания» как средства общения
Прежде чем перейти к рассмотрению способов совершенствования речевых умений, нам представляется логичным рассмотреть понятие монологического высказывания. Как указывает Е.И.Пассов, монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной ...