Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе

Новая педагогика » Критерии воспитанности в современной школе » Изучение уровня воспитанности школьника в современной школе

Страница 2

Характеризуя воспитанность школьников, учитель исходит, прежде всего, из целей обучения и воспитания. Критерии же оценки избираются разные. Одни считают главным послушание и исполнительность, вежливость и культуру поведения. Другие отдают предпочтение дисциплинированности, ответственному отношению к учению и общественной активности. Третьи пытаются дать оценку мировоззрению и убеждениям своих воспитанников.

Учителя и родители чаще всего сетуют на неуважительное отношение детей к старшим, грубость в общении со сверстниками, безответственность и леность в учении. Может ли считаться воспитанным школьник, который всегда послушен, никогда не спорит, не отстаивает своего мнения? Показывает ли участие подростка в неформальном объединении его невоспитанность? Как измерить и оценить воспитанность школьников?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с анализом и оценкой воспитанности школьников, необходимо определить, какого проявления воспитанности мы ждем от них в данных условиях и на данном уровне возрастного развития и личностного становления. Что принять за критерии, признаки и показатели воспитанности? Надо ли учителю, классному руководителю изучать все многообразие свойств и качеств личности школьника?

Для диагностики воспитанности педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др. Многие из методов не только позволяют педагогу выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект.

Мониторинг воспитанности детей – это постоянное наблюдение за детьми в их индивидуальной и коллективной деятельности, фиксирование и анализ их поступков, отношений, позиций и мотивов; это отслеживание эмоционального состояния ребенка, которым окрашена та или иная его деятельность. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки.

Критерий и показатели эффективности воспитательного процесса могут быть разработаны в школах с учетом целей и задач проводимой работы, основных идей концепции, этапа развития воспитательной системы.

Определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Без изучения уровней воспитанности школьников невозможно конкретизировать цели воспитания, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, преодолеть формализм в воспитательной работе.

Опираясь на добытые методами психологии данные, педагог выбирает наиболее рациональный способ сотрудничества с учеником. Он не только обращается к характеристике особенностей школьника, но и определяет условия и возможности его воспитания. Следовательно, учитель должен быть готов к выполнению аналитико-диагностической деятельности, так как он постоянно находится в ситуации, которая вынуждает его искать, определять причины того или иного поведения ученика, его отношения к учению, взрослым, составлять перспективную программу воспитания.

Процедура диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения признаков изучаемых объектов и причины, вызывающие эти изменения, проанализировать наблюдаемые явления, установить закономерные связи, раскрыть их проявления в конкретных условиях педагогической деятельности. Следовательно, педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Трудоустройство талантливых выпускников
Содействие в трудоустройстве талантливых выпускников, оказание поддержки в карьерном и личном росте осуществляется посредством следующих мероприятий: - составление образов имеющихся вакансий, консультация выпускников, организация предварительного и итогового распределения, взаимодействие с работода ...

Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека. Задачи эмпирического исследования: - провести диагностику уровня формир ...

Классификация аутентичных текстов
В работах методистов мы встречаем разные классификации аутентичности. Кричевская К.С. дает определение аутентичных подлинным литературным, фольклорным, изобразительным, музыкальным произведениям, предметам реальной действительности, таким, как одежда, мебель, посуда и их иллюстративным изображениям ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru