Рассмотрим беспозвоночных животных, которых рекомендуется держать в уголках живой природы детских садов. Начнем с моллюсков - катушки, лужанки и физы, которых целесообразно держать в аквариумах вместе с рыбами. Катушка водится в болотах и прудах. Тело свое она прячет в раковину. Передвигается это животное с помощью широкой плоской «ноги» (часть тела, выдвигаемая из раковины). На переднем конце располагается пара тонких рожек - щупалец, у основания которых помещаются глаза. Тут же, но на нижней поверхности тела находится рот. Его можно рассмотреть через стекло аквариума во время передвижения по нему катушки, соскабливающей налет мелких водорослей; которыми она питается. Периодически животное поднимается к поверхности воды и вдыхает атмосферный воздух. Весной катушка откладывает на водяных растениях или стекле аквариума икринки: через полтора месяца из них появляются маленькие улитки. Лужайка живет в водоемах с илистым дном. Раковина у нее яйцевидная, с отверстием, плотно закрывающимся роговойкрышечкой. Животное малоподвижно: все время проводит на дне водоема. Питается лужанка водяными растениями, ест традесканцию, свежую морковь. Рождает живых детенышей, заключенных в раковину. Физа - небольшая улитка (величиной с вишневую косточку). Раковина у нее круглая. На переднем конце тела длинные щитообразные щупальца, у основания их - глаза. «Нога» заостренная. Физа выделяет клейкое вещество, образующее нить, которую животное прикрепляет к камням или подводным растениям. Поднимаясь для дыхания на поверхность, она тащит за собой нить и прикрепляет ее там к листьям растений. Такие нити сохраняются до трех недель. Физы лазают по ним, как по канату. Физа -один из самых полезных обитателей аквариумов, так как она, питаясь, очищает его стенки от постоянно нарастающих водорослей. При рассматривании улиток необходимо отметить форму и цвет раковин; понаблюдать, как появляются из раковин «ноги», как передвигаются улитки по аквариуму, втягивают тело в раковину и всплывают на поверхность, показать, как соскабливать налет водорослей со стенок аквариума. В старшей группе следует провести сравнение улиток и понаблюдать у катушки появление икры и улиток из нее, у лужанки - появление маленьких улиток и их рост. Из водяных насекомых в уголке природы старшей и подготовительной к школе групп держат жука-плавунца, жука-водолюба, личинки стрекоз и ручейников. Взрослый жук-плавунец и его личинка - хищники, поэтому их держат в отдельном небольшом аквариуме, закрытом стеклом или марлей. Кормят его дождевыми червями, головастиками, скобленым мясом, мотылем. Водолюб - самый крупный из водяных жуков. Грудь и ноги у него вооружены острыми шипами. Цвет жука черно-оливковый или бурый. Дышит жук атмосферным воздухом: поднимаясь на поверхность воды, он выставляет над ней верхнюю часть тела. Питается растениями, любит водоросли, в неволе ест белый хлеб. Личинки жука-водолюба - хищники, поэтому их держат в отдельной банке или аквариуме; кормят так же, как жука-плавунца. При наблюдении с детьми старших групп за водными жуками надо отметить форму тела и ног, посмотреть, как плавают и передвигаются они по суше, как поднимаются на поверхность воды (пояснить, что это им нужно для дыхания), обратить внимание на то, как жук-плавунец ведет себя в хорошую погоду и перед ненастьем. Личинки стрекоз интересны для наблюдения за их превращением во взрослое насекомое. Стрекоза откладывает свои яйца в воду, где живут и выходящие из них личинки. Они развиваются в течение года и в один из ярких солнечных дней выбираются на поверхность торчащего над водой растения. Здесь оболочка личинки лопается, и из нее появляется стрекоза. Для содержания личинки в аквариуме нужен илистый грунт с непроточной водой, с поднимающимися над ней болотными растениями. Кормят личинок кусочками сырого мяса, мотылем. Личинки ручейников живут в реках, озерах, небольших прудах. Личинка находится в чехлике, который служит ей домиком. По форме и материалу эти чехлики разнообразны. В уголке природы личинок ручейников держат в широкой стеклянной банке. На дно ее насыпают песок и сажают водяные растения, которыми личинки питаются. Затем в банку наливают воду и часто ее меняют. Можно понаблюдать, как личинка ручейника строит себе домик. Для этого нужно выгнать ее из старого (осторожно потревожить ее, введя тупой конец булавки в заднюю, открытую часть домика), убрать пустой чехлик, а на дно банки положить мелкие кусочки бумаги, скорлупу яиц, мелкие камешки, прутики, кусочки листьев. Личинки тотчас принимаются за работу. Кроме водных насекомых, в уголке природы держат, как уже отмечалось, и наземных - жуков, кузнечиков, бабочек. В уголки природы старшей и подготовительной к школе групп можно помещать яички, гусеницы и куколки бабочек для наблюдения за их превращением, а также можно организовать подкормку гусениц, понаблюдать за их изменением, питанием и превращением в куколок. Гусениц бабочек помещают в садок вместе с листьями того растения, с которого они взяты. Из жуков для содержания в уголке природы можно рекомендовать бронзовку золотистую, жужелицу, семиточечную коровку, майского жука. Бронзовка золотистая встречается на цветах спиреи, шиповника, розы. У этого жука блестящие ярко-зеленые надкрылья; ноги короткие, кривые, зубчатые, приспособлены к лазанью по соцветиям и венчикам цветков. По земле этот жук ползает медленно. В садке сидит на цветках или ползает по его стенкам. Оживляется в солнечную погоду. В садке может жить долго, и даже зимой. Жужелицы встречаются в лесу, у дорог, на огороде и в саду. Лесная жужелица - черная, с гладкими надкрыльями; садовая - темно-зеленая с металлическим блеском; решетчатая-бронзовая, с крыльями, покрытыми продольными и поперечными складками. Ноги жужелиц тонкие и сильные, поэтому эти жуки хорошо бегают по земле, но плохо и редко летают, так как у них не развиты летательные крылья. Жужелица - хищник, охотно поедает разных насекомых и слизней, чем приносит большую пользу садам и огородам. Семиточечная коровка (божья коровка, солнышко) - маленький жучок с семью черными точками на красных крыльях. Этот жучок очень полезен, так как уничтожает много тлей - вредителей некоторых комнатных и грунтовых растений. Майский жук появляется в середине весны, когда начинают развертываться листья деревьев. Окраска жука бурая, местами черная; надкрылья у него жесткие, сложенные на спине, они плотно прикрывают вторую перепончатую пару крыльев; ножки длинные и цепкие; рот грызущий; усики короткие, членистые, па концах их есть выросты, которые служат жуку органом обоняния. Майский жук объедает листья деревьев, чем наносит большой вред. При рассматривании жуков с детьми младших и средних групп надо обратить внимание на особенности строения ног и передвижение жуков по земле, показать верхние челюсти жуков, что и как они едят. В старших группах хорошо сравнить жуков (бронзовки золотистой и лесной жужелицы или майского жука) по форме ног, способу их передвижения, питанию. Кузнечик пестрый часто встречается летом на лугах и полях. Темно-зеленая с бурыми крапинками окраска кузнечика делает его незаметным в траве. Сильно вытянутое тело кузнечика прикрыто сверху сложенными крыльями. На большой голове длинные усы -орган обоняния; рот грызущий, направлен вниз. Эти ножки высоко подняты над туловищем. При полете кузнечик делает очень большие прыжки, при этом он расправляет крылья, которые служат ему парашютом. В голени ног у него расположен орган слуха. Кузнечик-самец стрекочет, ударяя одним крылом, на котором имеется плотная жилка - «смычок», по другому крылу, где есть округлая перепонка - «зеркальце», она плотно натянута, как па барабане. При рассматривании кузнечика необходимо вспомнить, где нашли его, обратить внимание детей на защитную окраску его, на очень длинные задние ноги и пронаблюдать их роль при прыганий.
Другое о образовании:
Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и ...
Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элеме ...
Проблемы методики организации и проведения тестового контроля
Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам всегда волновали педагогов и учёных. И все же проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения не утратили своей актуальности. Контроль всё ещё не стал «могучим рычагом повышения успеваемости и ...