На дом учащиеся получили задание систематизировать информацию из текста, заполнив следующую таблицу:
Таблица
What does he/she says about the welfare state? | |
Mr. Reed | |
Mr. Green | |
Mrs. Hope |
На восьмом уроке, на этапе проверки домашнего задания, учащимся предлагалось подготовить устное высказывание с использованием данных на доске фраз и связующих средств:
— Mr. Reed / Mr. Green / Mrs. Hope thinks that…
— Mr. Reed says…
— In Mr. Green’s opinion…
— To his/her mind…
— First of all, he/she suggests…
— Besides, it’s …, to his/her mind.
Таким образом происходила подготовка к пересказу, что являлось основной задачей урока.
На послетекстовом этапе учащимся предлагалось выразить свое мнение по проблеме:
— What do you personally think about the welfare state?
— Can it do any good?
— Whom of the speakers do you agree with? Why?
Далее мы использовали следующее упражнение: учитель называл два предложения, из которых учащимся нужно было выбрать утверждение, соответствующее содержанию, и повторить его. Например:
Mr. Reed thinks that some people don’t know what they are entitled to receive. / Mr. Reed says that all people are aware of their rights for benefits.
Mr. Reed states that all the people apply and accept help even if they are too proud. / Mr. Reed states that some people refuse to accept help because they are too proud.
Mr. Green thinks that the welfare state is highly effective. / Mr. Green thinks that the welfare state is ineffective.
In Mr. Green’s opinion the provision of benefits weakens the family. / In Mr. Green’s opinion the provision of benefits makes the family stronger.
Mrs. Hope says that in the welfare state most benefits are available to anybody who is entitled to them and it’s very good. / Mrs. Hope says that in the welfare state most benefits are available to everybody who is entitled to them and it’s not good.
Without financial help everything would be the same. / Without financial help, many people would have been reduced to begging.
Следующим упражнением стало составление ситуации по тексту с предложенным словом или словосочетанием. Учитель распределял лексические единицы между учащимися и они составляют ситуации из 3-5 предложений, основанные на тексте.
На дом учащиеся получили задание составить подробный пересказ текста. Для этого нужно было выбрать 12-15 предложений, передающих его основное содержание.
На следующем уроке учащимся было задано составить сжатый пересказ текста (6-8 предложений).
Таким образом, оба урока, отведенные на работу с диалогом, оказались эффективными с точки зрения цели и задач. Систематизация информации в виде таблице содействовала учащимся в составлении пересказа.
После реализации комплекса упражнений мы провели постэкспериментальную диагностику уровня сформированности монологических умений по тем же десяти показателям и измерителям (соответствие высказывания указанной теме, правильность языкового оформления высказывания, корректность темпа речи и др.), представленным в Таблице 1 параграфа 2.1.
Результаты вторичной диагностики мы свели в таблицу.
Таблица 3 – Диагностика уровня сформированности монологических умений старшеклассников (после реализации программы)
№ |
№ показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
итого |
уровень |
учащиеся | |||||||||||||
1. |
Балацко Екатерина |
4 |
3 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
25 |
низкий |
2. |
Бережнова Анна |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
45 |
высокий |
3. |
Бромберг Анна |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
29 |
низкий |
4. |
Васюхно Эмиль |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
30 |
ниже среднего |
5. |
Детушева Олеся |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
40 |
средний |
6. |
Ерошкина Светлана |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
26 |
низкий |
7. |
Комов Максим |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
32 |
ниже среднего |
8. |
Недбай Дмитрий |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
25 |
низкий |
9. |
Пирог Юлия |
3 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
29 |
низкий |
10. |
Рубис Виктория |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
46 |
высокий |
11. |
Сибиряков Георгий |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
41 |
средний |
12. |
Сиротенко Павел |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
31 |
ниже среднего |
Другое о образовании:
Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...
Игровые приемы в
обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка. Понятно, что в младше ...
Особенности рисунков детей с ЗПР
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образо ...