Специфика работы с текстом на уроках английского языка

Страница 2

Далее логично привести упражнения для обучения устной речи на иностранном языке на базе текста, так как они представляют для нас особый интерес. Такими упражнениями могут быть определение тематики, характера, стиля текста, ответы на вопросы, формулировка основной мысли, выбор ключевых слов и др.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что и в зарубежном, и в отечественном языкознании достаточно полновесно просматривается тенденция, указывающая на неспособность обозначить все многообразие специфических характеристик коммуникативной единицы, превышающей границы одного предложения-высказывания, термином «текст».

Необходимо также отметить, что главным текстообразующим фактором является его коммуникативное назначение, его прагматическая сущность, поскольку текст предназначен для информационного, эмоционально-волевого и эстетического воздействия на тех, кому он адресован.

Внутренняя смысловая цельность текста и его цельнооформленность, обеспечивающие выполнение текстом его основного назначения передачи и хранения информации, создается его связностью (логической, тематической, структурной).

Поскольку предметом работы является пересказ как приём обучения монологической речи, а пересказа не может быть без текста, то целесообразно будет рассмотреть основные этапы работы с текстом.

При работе с любым текстом (печатным, звуковым, видео) можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач.

Целями дотекстового этапа или по-другому – этапа антиципации, являются определение, формулировка речевой задачи для первого прочтения; создание необходимого уровня мотивации у учащихся; по возможности сокращение уровня языковых и речевых трудностей.

Данный этап предполагает следующие упражнения и задания: работа с заголовком; использование ассоциаций, связанных с именем автора (Ж. Верн, Р.Л. Стивенсон, А. Кристи и т.д.); формулировка предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, ознакомление с новой лексикой и определение тематики, проблематики текста на основе языковой догадки.

По заголовку можно попросить учащихся определить тематику текста, перечень поднимаемых в нем проблем, ключевые слова и выражения и так далее.

При использовании ассоциаций, связанных с именем автора можно задать такие вопросы, как К какому жанру можно предположительно отнести этот текст, Кто, по вашему, будет главным героем (его профессия, национальность и так далее), Где и в какое время может происходить действие .

Целями текстового этапа являются контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений; формирование соответствующих навыков и умений.

На этом этапе рекомендуется использование следующих упражнений и заданий: найти ответы на предложенные вопросы подтверждение правильности ложности утверждений; подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев; найти подходящее по смыслу предложение, попущенное в тексте предложения со следующими словами грамматическими явлениями идиоматическими выражениями и так далее; найти описание внешности места события отношения кого-либо к чему-либо; догадаться о значении слова или слов по контексту какой из предложенных переводов какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте как будут развиваться события во второй главе следующей части текста.

Послетекстовому этапу соответствует такая цель, как использование ситуаций текста в качестве языковой речевой содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Отметим, что послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, если текст используется для развития продуктивных умений в устной или письменной речи, т.е. умений говорить и писать на иностранном языке. Этот этап представляет для нас наибольший интерес, поскольку темой нашей работы является совершенствование речевых умений .

На данном этапе возможно использование следующих упражнений и заданий: опровергнуть утверждения или согласиться с ними; доказать, что…; охарактеризовать…; сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста, обосновать свой ответ; сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор; составить план текста, выделив его основные мысли; рассказать текст от лица главного героя; кратко изложить содержание текста составить аннотацию к тексту дать рецензию на текст и так далее; придумать, что могло бы случиться, если бы …, придумать новый конец текста; придумать новое название; подобрать отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста; взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и так далее.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Роль насекомых в природе
Высокая численность насекомых объясняется их большой плодовитостью и совершенным набором приспособлений для выживания в самых разнообразных условиях. Практически все вещества органического происхождения используются насекомыми в пищу. Поэтому насекомые, как один из самых существенных компонентов в ...

Особенности нравственного развития на уроках литературного чтения
Нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. В стандартах второг ...

Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru