В курсе средней общеобразовательной школы колебания и волны целесообразно не объединять вместе, а изучать в соответствующих разделах – механические колебания и волны при изучении механики, а электромагнитные – при изучении электродинамики.
Межпредметные связи физики и музыки удобно осуществлять при изучении акустических явлений, т.е. звуковых колебаний и волн. Изучение акустических явлений, т.е. распространения в упругой среде механических колебаний, способствует расширению понятия волны – от волн, непосредственно воспринимаемых визуально, до невидимых. Это в какой-то мере готовит учащихся к восприятию физической сущности электромагнитных волн. Кроме того, при изучении звуковых явлений можно закрепить те знания учащихся о волнах и их характеристиках, которые к тому времени они имеют.
По программе Громова С.В. на изучение звуковых колебаний и волн в восьмом классе выделяется два часа, мы считаем, что этого количества часов недостаточно, т.к. звуковые явления разнообразны и рассмотрение их физической природы требует особого внимания, поэтому предлагается выделить шесть часов, что позволит более детально изучить звуковые явления. Так как запланировано меньшее количество часов, можно использовать внеклассные занятия, или резервные часы.
Использование средств музыки можно считать целесообразным по следующим причинам:
1. Осуществляется эстетическое воспитание, через использование музыкальных фрагментов.
2. Используется принцип наглядности, т.к. ученики не только слышат звук, но и видят источник звука, в частности струну, совершающую колебания. Использование камертона не позволяет продемонстрировать колебание его ветвей, из-за малой амплитуды, а колебания струны заметны человеческому взгляду.
3. Развивается логическое мышление учеников, через принцип причинности. Так, например, при введении понятия звуковых колебаний проводят следующие размышления при ответе на вопрос откуда взялся звук: внешняя сила возбуждает колебания в струне, это демонстрируется, эти колебания распространяются в воздухе и достигают нашего уха, мы слышим звук, следовательно звук – это колебания.
4. Используется принцип новизны. Немногие ученики средних общеобразовательных школ имеют доступ к музыкальным инструментам, поэтому наличие такового на уроке возбуждает непроизвольное внимание, интерес, а также непроизвольную память, основанную на чувственном восприятии, которая сохраняется гораздо дольше произвольной памяти.
Использование музыкальных средств можно осуществлять при помощи учителя музыки, или при помощи учеников, занимающихся в музыкальных школах или кружках, если такие ученики имеются в классе, это позволит разрядить обстановку урока, диалога учителя и ученика. Ещё лучше, когда педагог сам знаком с музыкальными инструментами.
Рассмотрим, какие музыкальные инструменты удобно использовать для осуществления межпредметных связей физики и музыки. Прежде всего, фортепиано, оно имеется в каждой школе, звучит благодаря колебаниям струн, но его использование осложняется следующим: 1) приходится переходить в кабинет музыки, а это потеря времени, смена обстановки, а значит и потеря дисциплины; 2) корпус фортепиано создан так, что наблюдать колебание струн возможно только с одной стороны, а поэтому не всем доступно; 3) на сегодняшний день, в большинстве средних общеобразовательных школ стоят старые инструменты, состояние и звучание которых оставляет желать лучшего. Очень удобно использовать мобильные инструменты, например скрипка, гитара, баян и т.п Эти инструменты можно легко принести в кабинет физики, они обеспечивают необходимую наглядность. Целесообразно использование гитары, это достаточно простой музыкальный инструмент, амплитуда колебаний струн достаточно велика, чтобы её заметить, струны всегда на виду у учеников, характеристики звуковой волны можно произвольно менять без особого труда, что позволяет продемонстрировать зависимость частоты колебаний от длины струны и её массы. Для скрипки также характерны эти качества, но амплитуда колебаний струны меньше, чем у гитары. С баяном более сложная ситуация, т.к. он, как и все духовые инструменты, звучит благодаря колебаниям тонких пластинок, которые укрыты его корпусом и недоступны всеобщему просмотру.
Другое о образовании:
Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942) была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и в первые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теории дошкольного воспитания. В ряде работ ("Материалы для бесед с маленькими детьми", "Практическая работа ...
Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших
школьников
Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связ ...
Специфика работы с текстом на уроках английского языка
Поскольку цель нашей работы заключается в определении эффективности пересказа как приёма, способствующего совершенствованию речевых умений учащихся, целесообразно сначала рассмотреть сущность текста как единицы речи. Если многие лингвистические дисциплины имеют давнюю историю своего существования и ...