Организация коррекционно-логопедических мероприятий

Страница 2

Осиплость – неупорядоченные изменения частоты основного тона в сторону повышения.

б) Наличие глухости голоса.

в) Наличие напряжённости фонации.

г) Уровень изменения громкости голоса.

д) Уровень изменения высоты голоса.

Все нарушенные качества голоса определяются на слух по степеням выраженности: лёгкая; умеренная; выраженная.

Напряжённость фонации определяется путём пальпации шейного отдела, для установления напряжённости мышц при произношении и так же оценивается в степенях выраженности от лёгкой до выраженной.

Уровни изменения громкости и высоты оцениваются по критериям:

– способность к изменению отсутствует;

– способность к изменению нарушена (отмечается в какой степени).

Для обследования данных качеств используют такие упражнения как: «как гудят теплоходы: большие, средние и маленькие»; подражание голосам животных (например, низкий голос медведя или мычание коровы и значительно более высокий – мяуканье кошки или лай собаки), что позволяет исследовать высоту и силу голоса; а так же «укачивание куклы» («АаАаАа» «УуУуУу» и др.); упражнения на произношение звуков, слогов и слов шёпотной и громкой речью, что позволяет исследовать громкость и модуляцию голоса.

На третьем этапе – полученные результаты анализируются.

После обследования встает задача – воспитание правильной, четкой, громкой, выразительной, связной речи, соответствующей возрасту, с помощью специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого нарушения.

Нами предложен комплекс индивидуальной работы с ребенком-ринолаликом.

1) Подготовительный этап (дооперационный).

1. Подготовка нёбной занавески к смыканию и предупреждение дистрофии мышц глотки.

Предлагаем ребенку произносить звуки, которые поднимают нёбо (а, э) голосом средней громкости на мягкой атаке (дыхание + смыкание одновременно). Выполнять упражнения ежедневно до самой операции.

Для двигательной активности глотки нужны повышенные нагрузки, например:

– стимулируем глоточный эффект – шпателем дотрагиваемся до задней стенки глотки, затем предлагаем ребенку сделать движение, когда ему хочется вырвать;

– предлагаем позевать;

– имитация свиста (зажав нос).

2. Коррекция дыхания – выработка направленной воздушной струи и нормализация соотношения вдоха-выдоха (удлинение ротового выдоха).

Применяем такое упражнение: зажать ребенку нос и предложить надуть щёки, затем нажать на щёки. Следить за тем, чтобы не было выдоха глотки; объяснить ребенку, чтобы он выдыхал только тот воздух, который находится между губ.

Потом можно давать легкие упражнения на дутьё (ватка, пух, …). Если не получается дуть, то можно начать от поплёвывания (крошки с высунутого кончика языка), убирая язык, получим дутьё.

После того, как появилась направленная воздушная струя, приступаем к упражнениям:

– полулёжа на стуле;

– стоя;

– сидя.

Вырабатываем рёберное дыхание. Ладони тыльной стороной кладём на рёбра выше пояса, сделать вдох носом, разводя плечи в стороны, затем выдох суженными губами (дутьём), сводя локти вперёд.

Учим ребёнка поднимать и опускать диафрагму. Положить руку на живот и предложить ему живот втянуть и отпустить. Затем одновременно подтянуть живот и плюнуть губками и отпустить живот. Количество повторений упражнения постепенно увеличиваем.

3. Работа над слуховым вниманием и фонематическим слухом.

До операции учим различать и анализировать звуки в нормальной речи и дифференцированно воспринимать собственную речь:

– развиваем слуховое внимание (звучащие предметы, их направление, последовательность);

– даём понятие речевого звука, связываем его с каким-нибудь образом, например: «У» – волк, «З» – комар. Учим отличать правильный звук от искажённого, Учим определять, есть ли заданный звук в слове. Но ребёнок не должен произносить этот звук (невербально).

4. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Начинаем с артикуляционной гимнастики – подбираем индивидуально несколько упражнений.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Психологические особенности внимания у школьников
Различают следующие основные виды внимания: непроизвольное внимание, произвольное внимание, послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в ...

Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственн ...

Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru