В первую очередь упражнения для губ:
– растягивать губы в улыбку;
– вытягивать в трубочку;
– поднимать верхнюю губу, закусив нижнюю;
– закладывать язык под верхнюю губу и длительно держать (если под верхней губой массивная уздечка);
– горизонтально оттягивать губу и растирать её между пальцами (если губа рубцово усложнена и малоподвижна):
– учим удерживать открытый рот с оскаленными зубами;
– удерживать оскал, сомкнув зубы.
– удерживать плоские предметы губами (если не смыкаются губы).
Упражнения для языка:
– язык протягивать вперёд;
– укреплять и поднимать кончик языка (лизать тарелку, выпуклую часть столовой ложки широким языком);
– жевать язык (кусать);
– лизать вогнутую сторону маленькой ложки (если надо заузить язык);
– почёсывать кончик языка о верхние зубы (для подъёма);
– растирать альвеолы языком, катать конфетку (леденец);
5. Постановка звуков.
Звуки часто получаются смазанные, не чистые, но важно добиваться правильных артикуляционных укладов. При постановке звуков можно зажимать крылья носа.
2) Послеоперационный этап.
После операции звукопроизношение ухудшается. Приступаем к занятиям на 15–20 сутки с разрешения хирурга-стоматолога.
Важны ежедневные занятия:
– упражнения для активизации мышц глотки;
– массаж;
– жевательная гимнастика (можно жевать жвачку);
– развитие подвижности нижней челюсти
– дыхательная гимнастика;
– постановка гласных звуков;
– сонорных звуков: М, Н, ЛЬ;
– звонких щелевых: В, З, Ж;
– глухих щелевых: Ф, С, Ш;
– взрывных (звонких, затем глухих).
Согласные произносим между двумя гласными, не напряженно, коротко, а гласные плавно, на распев. Затем повторяем сочетания из двух слов, например: это Валя; а вон Аня; Оля упала; ….
После этого можно давать небольшие стихи, где много гласных: Одеяло убежало …. Не следует брать речевой материал насыщенный словами со стечением согласных. Можно упражняться в спряжении: я уехала, …; я уехала на юг, она уехала в Ялту, … (третье слово меняем).
Не следует много заучивать.
Постоянно следить за дыханием (синхронно с фразой).
Послеоперационный этап очень важный, он пройдет быстро, если был дооперационный этап.
Поскольку процесс коррекционной работы при ринолалии длится достаточно долго, мы предполагаем, что выбранные нами методы и приемы коррекции позволят развить и речевое дыхание, и артикуляцию, и голосообразование, – и в комплексе все это поможет устранить назализацию речи, а так же исправить искаженные звуки и поставить отсутствующие.
Другое о образовании:
Характеристика констатирующего этапа опытно-экспериментальной
работы
Прежде чем проводить опытно-экспериментальную работу, мы пытались выяснить, как используют игровые технологии в школе учителя различных предметов, и каковы, по мнению работающих учителей, причины сокращения применения игровых технологий в образовательном процессе средней школы. Подавляющее большинс ...
Игровые приемы в
обучении как средство развития внимания в младшем школьном возрасте
В первом классе большое внимание уделяется осознанному обучению и усвоению грамматики. На уроках учителя многие грамматические упражнения заменяют играми, поскольку у детей в этом возрасте это основной и любимый вид деятельности, а также дополнительный стимул к изучению языка. Понятно, что в младше ...
Характеристика программы «Гибкий режим в детском саду»
«Гибкий режим в детском саду» - программа воспитания и обучения, утвержденная Министерством образования Республики Беларусь, разработанная Белорусским научно-исследовательским институтом образования. Данная программа предназначена для дошкольных учреждений и групп с гибким режимом дня, а также роди ...