Экспериментально исследование сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у их нормально говорящих сверстников проводилось на базе дошкольных учреждений ГОУ «Ясли-сад № 1» г. Белоозерска, ГОУ «Ясли-сад № 4» г. Белоозерска в период с 01.09.2010 по 20.05.2011 . В исследовании принимали участие старшие дошкольники с нормой речевого развития – 20 человек, средний возраст которых 5-6 лет, из них 11 девочек и 9 мальчиков; дошкольник старшие дошкольники с ТНР – 20 человек, средний возраст которых 5-6 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Предварительно были составлены списки детей .
В исследовании использовалась методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой.
В ходе работы детям предлагались одинаковые задания. Данные отражены в протоколах.
Цель диагностики: Выявить пробелы в знаниях старших дошкольников:
о названий частей суток, дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра;
о названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года;
в умении определять время с использованием календаря, механических и электронных часов;
определять время по цикличности природных явлений.
Всего было 4 серии по три задания в каждой (в четвертой серии – 2 задания)
Оценка результатов шла следующим образом:
Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла.
Ниже нормы: Ребенок не ответил на 1 вопрос – 2 балла.
Низкий: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно – 1 балл.
Итоговый уровень сформированности временных представлений дошкольников определяется по следующим критериям:
33 - 30 баллов – уровень соответствует норме;
29 – 21 - ниже нормы;
20 и ниже – низкий уровень.
Для изучения особенностей пространственной ориентировки были использованы 3 методики:
Методика 1. «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д.Забрамной).
Методика 2. «Разрезные фигуры (картинки)».
Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках». Все методики представлены в приложении . Обработанные данные так же находятся в приложении .
Другое о образовании:
Диагностика уровней сформированности вежливости детей старшего дошкольного
возраста
В данном параграфе нами описаны ход и результаты констатирующего эксперимента, целью которого являлось определение уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился с 01 октября 2011 г. по 31 декабря 2011 г На первом этапе был проведен I констатирующий ...
Наличие образовательных эффектов в рассматриваемых медиа-проектах
Рассмотрим ситуацию на примере проекта "Белка". Практика показывает, что при выходе такого проекта на целевую аудиторию, отличающуюся от ближайшего окружения авторов (круга друзей и знакомых, школы), школьники сталкиваются с трудностями как технического, так и содержательного характера, ч ...
Классификации методов психолого-педагогических исследования
Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: · организационные; · эмпирические; · по способу обработки данных; · интерпретационные. К организационны ...