Экспериментально исследование сформированности пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ТНР и у их нормально говорящих сверстников проводилось на базе дошкольных учреждений ГОУ «Ясли-сад № 1» г. Белоозерска, ГОУ «Ясли-сад № 4» г. Белоозерска в период с 01.09.2010 по 20.05.2011 . В исследовании принимали участие старшие дошкольники с нормой речевого развития – 20 человек, средний возраст которых 5-6 лет, из них 11 девочек и 9 мальчиков; дошкольник старшие дошкольники с ТНР – 20 человек, средний возраст которых 5-6 лет, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Предварительно были составлены списки детей .
В исследовании использовалась методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой.
В ходе работы детям предлагались одинаковые задания. Данные отражены в протоколах.
Цель диагностики: Выявить пробелы в знаниях старших дошкольников:
о названий частей суток, дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра;
о названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года;
в умении определять время с использованием календаря, механических и электронных часов;
определять время по цикличности природных явлений.
Всего было 4 серии по три задания в каждой (в четвертой серии – 2 задания)
Оценка результатов шла следующим образом:
Соответствует норме: все задания выполнены правильно – 3 балла.
Ниже нормы: Ребенок не ответил на 1 вопрос – 2 балла.
Низкий: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно – 1 балл.
Итоговый уровень сформированности временных представлений дошкольников определяется по следующим критериям:
33 - 30 баллов – уровень соответствует норме;
29 – 21 - ниже нормы;
20 и ниже – низкий уровень.
Для изучения особенностей пространственной ориентировки были использованы 3 методики:
Методика 1. «Установление обыденных предметно-пространственных отношений» (С.Д.Забрамной).
Методика 2. «Разрезные фигуры (картинки)».
Методика 3. «Какие предметы спрятаны в рисунках». Все методики представлены в приложении . Обработанные данные так же находятся в приложении .
Другое о образовании:
Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной
сфере в зарубежной и отечественной литературе
Проблема психологических, личностных, поведенческих различий между мальчиками и девочками интересовала, в основном зарубежных исследователей, и интенсивно разрабатывалась ими, особенно в последние три десятка лет. С одной стороны ряд психологических экспериментальных исследований, обобщенных Ш. Бер ...
Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольног ...
Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок
учебной деятельности
Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строени ...