Третий этап (2004-2005) – заключительно-обобщающий. На этом этапе проводилась обработка и обобщение полученных теоретических и экспериментальных данных, осуществлялась их систематизация, обосновывались выводы исследования. Осуществлялось оформление рукописи диссертации.
База исследования. Основная опытно – экспериментальная работа проводилась на базе Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования. Исследованием были охвачены учителя общеобразовательных школ г. Ставрополя – всего 650 человек.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые невербальные средства общения исследованы как составная часть педагогической компетентности и как средство развития коммуникативных умений педагога; уточнена сущность и объем понятий «умения декодирования невербальной информации», «невербальная компетентность»; выявлены уровни сформированности умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; определены дидактические возможности развития умений декодирования невербальной информации как составной части педагогической компетентности; разработана и теоретически обоснована дидактическая технология развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе андрагогической модели обучения (А.А. Андреев, С.И. Змеев, Г.А. Ильин, М. Махлин, М.Ш. Ноулз и др.)
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена и обоснована специфика процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ на основе использования интерактивных методов с учетом общепедагогической и андрогогической модели обучения; подвергнуты сопоставительному историческому и научно-теоретическому анализу понятия «невербальное общение», «невербальные средства общения», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», «невербальная интеракция», «компетентность», «компетенция», «профессиональная компетентность»; разработана программа развития умений декодирования невербальной информации у педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке дидактической технологии развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ; выделении критериев для определения уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; выделении уровней сформированности умений декодирования невербальной информации; определении и экспериментальной проверке условий эффективной реализации дидактической модели развития умений декодирования невербальной информации; разработке спецкурса «Развитие умений декодирования невербальной информации у педагогов» Сформированные в диссертации положения могут использоваться в управлении учебным процессом в школе; способствовать повышению качества образования в общеобразовательной школе; материалы и разработанный спецкурс могут успешно применяться при обучении педагогов в системе институтов повышения квалификации работников образования.
Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивались системным подходом к целостному решению проблемы; методологической обоснованностью и логичностью исходных теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки количества испытуемых, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа.
На защиту выносятся:
Для эффективной организации процесса развития умений декодирования невербальной информации у учителей общеобразовательных школ, необходима разработка специального курса, содержащего в себе общие сведения о невербальных средствах общения и процессах декодирования невербальной информации; особенностях процесса декодирования невербальной информации в практике организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе; этнокультурных особенностях декодирования невербальных средств общения при организации учебно-воспитательного процесса в школе в условиях поликультурного региона.
Профессионально-педагогическая поддержка учителей общеобразовательных школ, основываясь на комплексе диагностических методик, позволяет реализовать оптимальный мониторинг процесса формирования постдипломной характеристики специалиста, индивидуализировать рекуррентное обучение в условиях модернизации образования.
Другое о образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детского
изобразительного творчества
Способность к творчеству является специфичной особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Но прежде чем говорить о детском изобразительном творчестве, нужно сначала определить понятие творчества в целом с позиций различных наук. Тво ...
Функциональный базис графомоторных навыков письма и его
нарушения
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает ...
Педагогический тест как объективный способ оценивания
Тест (от англ. test — испытание, проверка) — стандартизованные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий. По мере использования тестов была сформирована их классификация по цели и содержанию: · тесты личности ...