Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников

Новая педагогика » Реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения и снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников

В работе социального педагога важна психотерапевтическая функция для выработки у ребенка душевного равновесия, которое влияет на его поведение. Для ее реализации применяется комплекс методов, направленных на коррекцию поведения, черт характера, межличностных отношений и т.д.

Следует отметить, что в нашей стране, где большинство населения в последние десятилетия живет в стрессовых условиях, значимость психотерапевтической функции возрастает многократно.

Реализуя психотерапевтическую функцию в своей работе, социальный педагог, оказывает квалифицированную помощь всем детям по созданию обстановки психологического комфорта и безопасности, по оказанию поддержки и созданию ситуации успеха и т.д.

Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции с помощью таких методов как игротерапия, сказкотерапия и арттерапия направлена на снижение уровня застенчивости, пассивности и развитие навыков общения. Общение – это соприкосновение и взаимопроникновение личностных миров с помощью коммуникативных навыков, которые являются общечеловеческой ценностью и обеспечивают психологическое взаимодействие людей в процессе движения к общей цели. В работах педагогов И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик общение выступает в качестве воспитания, развития и становления сознания личности ребенка, его мироощущения и мировосприятия, отношения к людям и себе.

В науке рассматривалась и осуществлялась реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога. Например, И.Д. Демакова, Ю.И. Турчанинова, А.С. Спиваковская, А.В. Гнездилов, Б.Д. Карвасарский изучали проблему реализации психотерапевтической функции социальным педагогом с точки зрения роли этой функции в исследовательской деятельности социального педагога и в освоении педагогами моделей личностно-ориентированного обучения.

Социальный педагог влияет на формирование у детей таких черт характера, как решительность, активность, общительность, выбирая и осуществляя воспитательные мероприятия, которые соответствуют особенностям личности ребенка и состоянию, в котором он в данное время находится. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, социальный педагог через реализацию психотерапевтической функции может добиться преодоления отрицательных (нежелательных) черт характера у детей.

Несмотря на имеющиеся исследования в реализации психотерапевтической функции социальным педагогом, а особенно в оказании помощи детям из неполных и неблагополучных семей, эта проблема недостаточно изучена.

Основное противоречие заключается между необходимостью в использовании психотерапевтических методов в работе с младшими школьниками и недостаточной разработанностью применения таких методов в практике работы социального педагога по оказанию помощи детям.

Противоречие обусловило проблему: с помощью каких методов эффективнее реализовать психотерапевтическую функцию социальным педагогом по оказанию помощи детям?

Актуальность проблемы и выявленное противоречие определили тему исследования: «Реализация социальным педагогом психотерапевтической функции по оказанию помощи детям младшего школьного возраста».

Объект исследования: деятельность социального педагога в образовательном учреждении.

Предмет исследования: реализация социальным педагогом психотерапевтических методов по формированию навыков общения, по снижению уровня застенчивости, пассивности младших школьников.

Цель исследования: выявление и обоснование психотерапевтических методов формирования общения, апробация их на практике.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что комплекс психотерапевтических методов, осуществляемых в ходе работы социального педагога, поможет понизить уровень застенчивости, пассивности детей и развить коммуникативные навыки у детей младшего школьного возраста успешнее, если: 1) учитываются особенности возраста детей при подборе упражнений с применением психотерапевтических методов игротерапии, сказкотерапии и арттерапии, направленных на развитие навыков общения; 2) на этапе диагностики применяются проективные методики; 3) дети включены в процесс общения в ходе игровой деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы реализации психотерапевтической функции социальным педагогом.

2. Рассмотреть классификацию психотерапевтических методов, раскрыть специфику игротерапии, сказкотерапии и арттерапии.

3. Изучить возрастные особенности развития детей в младшем школьном возрасте.

4. Разработать комплекс упражнений по реализации психотерапевтической функции и апробировать его.

Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкета, тестирование.

База исследования: государственное учреждение социального обслуживания Владивостокский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Маяк» и «Университетский комплекс гимназия – колледж ДВФУ».

Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Другое о образовании:

Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний творче ...

Действующий актив
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах все ...

Методика работы с наглядностями на уроках истории
Рассмотрим некоторые из видов средств наглядных пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией. Знаток мелового рисунка B.C. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В э ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru