Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Новая педагогика » Особенности познавательного развития мальчиков и девочек дошкольников » Теоретические исследования специфики половых различий в познавательной сфере в зарубежной и отечественной литературе

Страница 3

В настоящее время активно разрабатывается направление, связывающее половые различия в познавательной сфере с функциональной специализацией мозговых полушарии: имеются данные о проявлении функциональной асимметрии у мальчиков и девочек на разных этапах онтогенеза. В.Ф. Коновалов и И.С. Сериков (1983) выявили у детей 9–10 лет половые различия в проявлении функциональной асимметрии полушарии головного мозга при мнестической деятельности. Установлено, что у девочек большая асимметрия КГР имеет место в ответах на прослушивание слов, которые адресовались левому уху и запечатлевание в памяти, а у мальчиков – на слова, воспринимаемые правым ухом, которые в последующем не воспроизводились. Л.Г. Воронин и др. (1976) отметили, что у девочек 6–7 лет различия между мнестическими функциями полушарий выражены сильнее и объём кратковременной памяти больше, чем у мальчиков.

По поводу природы различий мальчиков и девочек сформировались две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них утверждают, что психологическое различие полов – это продолжение различий биологических.

Исходной точкой биологического подхода к пониманию природы различий между полами, считает И.С. Клецина (1998), является биологический половой диморфизм, «который дополняется системой психологических различий, проявляющихся в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнетивных процессах, мотивации, способностях и интересах…» (с. 49).

Представители другой точки зрения считают, что психологические различия полов – это результат социально – воспитательных воздействий. И когда говорят о психосоциальной, социокультурной роли представителей обоих полов как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях. Как отмечает Ш. Берн (2001), вопрос терминологии учеными еще не разрешен.

Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающем расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. У ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.

Проблема психологических различий полов, несмотря на достаточно большое количество работ по этой тематике, является весьма актуальной областью исследования. Обобщая результаты, можно обозначить те сферы, развитие которых у детей разного пола различаются в наибольшей степени. К ним можно отнести: неодинаковые способности мальчиков и девочек в ориентации в пространстве; различия в речевых навыках; различия слухоречевой памяти; различия в самостоятельной детской деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Другое о образовании:

Проведение интервью участников медиа-проектов
Анализируемые проекты реализовывались школьниками на Летней Школе Общественных Инициатив, которая проходила летом 2004 года. В процессе проведения интервью с участниками данных проектов была проведена оценка значимости данных проектов с точки зрения их о образовательной и социальной значимости. Исс ...

Внешкольное воспитание в античные времена
Как известно, античное общество обладало высоким уровнем культуры, несмотря на условия классовости. Высокий культурный уровень, в свою очередь, базировался на всеобщей грамотности. Многие задаются вопросом, почему же в древней Греции было так и не иначе, если обучение было сословное? Ответом на воп ...

Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru