Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.
Однако, для того, чтобы определить понятие детского изобразительного творчества, мы должны выделить понятие самого творчества.
Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: « .творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:
- творчество есть общественное явление,
- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».
Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства – результат творческой деятельности художника.
Творчество художника – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, т. е. такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее созданные образы. Творческий процесс у каждого художника своеобразен, но существуют основные этапы этого процесса:
возникновение идеи, замысла,
вынашивание замысла,
реализация замысла,
появление художественного образа.
Что касается детей, то уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса воображения. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.
Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству.
«В начале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материалов, с помощью которого действует ребенок: карандаш и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.» Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.
Таким образом, первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла после вынашивания замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он вступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание работы совмещается с процессом выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.
Другое о образовании:
Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу
Профессор Цюрихского математического института Яков Трахтенберг в конце 40-х годов он организовал в Цюрихе свой Математический институт – единственное в своём роде учебное заведение, где дети и взрослые учились и переучивались считать по его методу, достигая поразительных успехов. С помощью своего ...
Анализ программного материала по математике общеобразовательной специальной
школы для детей с нарушением слуха
Математике в структуре начального специального обучения отводится важная роль как учебному предмету, не только формирующему представления, но и создающему условия для развития логического мышления и практической реализации знаний в повседневной жизни. В личностно-ориентированном обучении математике ...
Возрастные особенности
"Я-концепции"
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить сво ...