Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе

Новая педагогика » Обучение элементам дизайна как условие развития детского изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста » Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе

Страница 1

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. В дошкольном возрасте эту задачу возможно решить через развитие у детей изобразительного творчества.

Однако, для того, чтобы определить понятие детского изобразительного творчества, мы должны выделить понятие самого творчества.

Свое понимание творчества известный исследователь А. Лилов выразил так: « .творчество имеет свои общие, качественно новые определяющие его признаки и характеристики, часть которых уже достаточно убедительно раскрыта теорией. Эти общие закономерные моменты таковы:

- творчество есть общественное явление,

- его глубокая социальная сущность заключается в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта (класса, народа, общества) при его взаимодействии с объективной действительностью».

Другой исследователь, В. Г. Злотников, указывает: художественное творчество характеризует непрерывное единство познания и воображения, практической деятельности и психических процессов, оно является специфической духовно-практической деятельностью, в результате которой возникает особый материальный продукт - произведение искусства – результат творческой деятельности художника.

Творчество художника – это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение. Необходимым условием творческой деятельности художника является наличие способностей, т. е. такой уровень развития всех психических процессов, который позволяет остро воспринимать и глубоко осознавать окружающую жизнь. Чем богаче опыт художника, тем многограннее его творчество и совершеннее созданные образы. Творческий процесс у каждого художника своеобразен, но существуют основные этапы этого процесса:

возникновение идеи, замысла,

вынашивание замысла,

реализация замысла,

появление художественного образа.

Что касается детей, то уже к старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса воображения. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительному творчеству.

«В начале познание окружающего в изобразительной деятельности ребенка не связано с творческими проявлениями и заключается в познании свойств материалов, с помощью которого действует ребенок: карандаш и краски оставляют следы на бумаге, глина мягкая, из нее можно лепить.» Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать, и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить.

Таким образом, первый этап творческого процесса – возникновение замысла – имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла после вынашивания замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он вступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание работы совмещается с процессом выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Теоретические основы культуры поведения. Понятие, механизм
В общем виде механизмом можно назвать любую структуру обеспечивающую определенный конечный результат действия. Механизмы, таким образом, предстоят людям как готовые средства получения общественно значимого продукта (результата) человеческой деятельности. Одна из особенностей действия любого механиз ...

Компоненты вычислительной культуры
Трудно, а может быть даже невозможно дать исчерпывающее определение музыкальной культуры индивидуума или его культуры мышления, да и вообще понятие культуры вряд ли поддается однозначному определению. Можно лишь попытаться выделить те элементы, наличие которых является необходимым признаком культур ...

Воспитание – как концептуальная составляющая культурогенеза личности
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны обладать учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитан ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru