Рис.1. Мнения учеников о смысле профильного образования.
- большинство учащихся при обучении в профильном классе наибольшее удовлетворение получили от учебного процесса в целом, а также от атмосферы в коллективе и возможности проявить себя, свои способности и умения. Менее всего учеников интересует престиж учебного заведения и свои успехи в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.
- наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса (рис.2) вызывает организация общешкольных дел (36%), а также учебный процесс (20%) и организация обучения по профилю (8%) . 36% же остаются довольны всем.
Рис.2. Удовлетворенность учеников обучением
в профильном классе.
- для многих учеников из школьной жизни наиболее запоминающимися остаются многие праздники в школе, организованная поездка на «Шарголь», субботники и другие школьные мероприятия. Некоторым наиболее запомнилась учеба в 10-11 классах, совместная работа с классом, спортивные соревнования и состязания, а некоторым не запомнилось ничего.
- анализируя ответы на пятый вопрос, мы встретили самые разнообразные варианты главных достижений учащихся за период обучения в профильном классе. 26% учеников считают, что у них нет никаких достижений, 18% лучше стали понимать профильные предметы, хотя этот процент должен быть больше! Также мы встретили такие варианты как:
расширение кругозора;
обучение;
получение знаний;
получение (отказ) серебряной медали;
участие в научной организации;
победа в краевом конкурсе по исследовательским работам;
узнали много нового и интересного;
выпуск со школы;
научились танцевать танго и вальс;
получение «5» по пробному ЕГЭ по математике и др.
- отвечая на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с профильным обучением (рис. 3) по 34% учащихся остались недовольны результатами по отдельным учебным предметам и сложностью совмещать учебу и дополнительные занятия, для 16% учащихся было недостаточное количество предложенных профилей школой. 10% так и не смогли преодолеть страх перед экзаменами. 6 же процентов из 100 остались недовольны преподаванием профильных предметов, у остальных учащихся профильное обучение проблем не вызвало.
Рис. 3. Ответы учеников на вопрос о нерешенной проблеме, связанной с обучением в профильном классе.
- отвечая на 7ой вопрос анкеты наибольшее количество учащихся на первое место по значимости поставили здоровье (физическое и психическое), любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) и интересная работа. Среди менее значимых оказались такие варианты как “счастье других”, “творчество”, “развлечение”, “красота природы и искусства” и др.
- взаимоотношения с одноклассниками у 86 % теплые, близкие, у 10 % - нейтральные и лишь у 4 % - холодные, проблемные.
- при ответе на вопрос: “Повлияло ли обучение в профильном классе на ваш дальнейший выбор профессии” мнения учеников разделились поровну.
Таким образом, можно сделать вывод, что имеющимся состоянием профильного образования не довольны как ученики, так и сами педагоги.
В результате проделанной работы по анализу литературы, анкетированию учителей и учащихся, мы предлагаем следующие рекомендации для эффективной реализации профильного географического обучения:
1. провести анализ кадрового обеспечения учителями и учебно-материальной базы школ;
2. изучить, распространить и внедрить имеющийся опыт углубленного изучения элективных и профильных курсов по географии в школах;
3. разработать учебный план курсовой переподготовки учителей географии по реализации профильного обучения;
4. разнообразить формы и содержание курсовой переподготовки учителей (очно-заочные, поэтапные, авторские и т.д.);
5. разработать научно-методические рекомендации по внедрению профильного обучения для руководителей школ и учителей;
6. создать материально-техническую базу;
7. проработать статус элективных и профильных курсов по географии;
8. изменить форму оплаты труда преподавателей, работающих в профильных классах.
В результате проведенного исследования было выявлено следующее.
Другое о образовании:
Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Снижение в силу тех или иных причин социальной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потенциальных возможностей человека. В подобной ситуации возникает комплекс проблем, сред ...
Особенности общения дошкольников со сверстниками
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстни ...
Система быстрого счёта по Я. Трахтенбергу
Профессор Цюрихского математического института Яков Трахтенберг в конце 40-х годов он организовал в Цюрихе свой Математический институт – единственное в своём роде учебное заведение, где дети и взрослые учились и переучивались считать по его методу, достигая поразительных успехов. С помощью своего ...