г. Комсомольска-на-Амуре
Для достижения поставленных целей и задач, нами было проведено исследование проблемы реализации профильного обучения на практике в школах города Комсомольск-на-Амуре.
Нами были опрошены учителя географии школ города.
Учителям было предложено ответить на вопросы анкет.
первая (приложение 2) была направлена на выявление степени удовлетворенности педагогов различными сторонами профильного обучения в школе;
вторая (приложение 3) – на выявление степени удовлетворенности учителями результатами деятельности профильных классов, и процессом воспитания и жизнедеятельности в профильном классе.
Анализ первой анкеты дал нам следующие результаты:
- при ответе на вопрос об удовлетворенности организацией учебного процесса в профильных классах (нагрузка, расписание, подбор учащихся и т. д.), мнения учителей разделились 50 на 50, первые остаются довольны, но нагрузка очень большая, вторые же – не довольны;
- при ответе на второй вопрос: удовлетворены ли условиями работы в профильном классе (наличие кабинета, оборудование, программное обеспечение, возможность вести элективные курсы и т. д.), учителя ответили так: 66% остаются не довольны, а остальные довольны, но хотелось бы лучших условий;
- отвечая на вопрос об удовлетворенности содержанием труда в профильном классе, всем 100% учителям работа нравиться;
- при ответе на вопрос: удовлетворенность моральной оценкой своего труда в профильных классах 80% учителей выбрали вариант «меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен (а)», а 20% учителей затруднились ответить на этот вопрос;
- 100% учителей не довольны своей заработной платой.
Таким образом, результаты первой анкеты показали, что степень удовлетворенности педагогов-географов различными сторонами профильного обучения в школе соответствует в среднем «3» - «3,6» баллов (оценка проводилась по пятибалльной системе).
Анализ второй анкеты дал нам следующие результаты:
- при ответе на вопрос о смысле профильного образования, большинство учителей выбрали такие варианты:
познание основ наук (изучение предметов базового цикла) учащимися;
подготовка к получению профессии;
научение школьников самопознанию и самосовершенствованию;
- наибольшее удовлетворение при работе в профильном классе учителя получают от атмосферы в коллективе профильного класса; от успехов учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях; от учебных результатов своих учащихся; от взаимоотношений с учащимися и от возможности проявления себя, своих способностей и умений как педагога.
Взаимоотношения с коллегами по работе в профильном классе, учебный процесс в целом и уровень требований вызывают у учителей наибольшую неудовлетворенность;
- отвечая на третий вопрос анкеты, наибольшую неудовлетворенность в жизнедеятельности профильного класса вызывает организация учебного процесса, отсутствие дополнительной методической литературы и трудности, связанные с приобретением учебников;
- главным достижением работы в профильном классе учителя считают социальную адаптацию учащихся, выбор ими профессии и успех учащихся в конкурсах, олимпиадах и т.п.
- нерешенными проблемами, связанными с профильным обучением являются такие проблемы, как:
● недостаток элективных курсов (курсов по выбору);
● не достаточное количество предлагаемых профилей школой;
● не достаточное количество часов отводимых школой для элективных курсов;
● организация обучения в профильном классе;
● профиль, выбранный школой;
● успеваемость учащихся профильных классов в целом.
- оценивая состояние профильного обучения в школе, все учителя оценили его как «удовлетворительное».
Результаты первой и второй анкет позволяют сделать вывод о слабой удовлетворенности учителей профильным географическим образованием и несовершенной системы профильного обучения в школе.
Нами также были опрошены 50 учащихся 11-х классов с целью выявления степени удовлетворенности ими результатом процесса воспитания и жизнедеятельности в профильном классе. Учащимся была предложена анкета (приложение 4). Анализируя анкеты, мы получили следующие результаты:
- при ответе на первый вопрос, 60 из 100% отдали свое предпочтение варианту «подготовка к получению профессии» (рис.1), 34% - варианту «развитие своих интересов, способностей». А вариантам «сам процесс обучения престижен» и «получение аттестата с отличными оценками» выбрали всего 4% учащихся, также не пользовался популярностью вариант «познание, понимание окружающей жизни» и др.
Другое о образовании:
Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и
система профориентационной работы в школе
Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на ...
Реализация психотерапевтической функции в работе социального педагога
посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии
Рассмотрим методы психотерапевтического воздействия при реализации психотерапевтической функции в работе социального педагога посредством игротерапии, сказкотерапии и арттерапии. Игротерапия как метод психотерапевтического воздействия. По мнению многих исследователей, игра, в процессе которой ребен ...
Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...