Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всёй начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет чёткого представления об истинных целях безотметочного обучения, путях перехода начальной школы на другие принципы оценивания. Педагоги, администрация школы не достаточно владеют альтернативными средствами контрольно-оценочной деятельности учащихся; существует разное понимание того, что может подвергаться оцениванию в начальной школе. Если проблемы не будут решены, есть опасность того, что мы вновь вернёмся к пятибалльной системе оценки знаний учащихся в начальной школе.
Остановимся на «болевых» точках проблемы безотметочного обучения: целях, путях его достижения, средствах, методах и формах его реализации.
1. Основные цели безотметочного обучения.
Всем известно, что существует много публикаций о том, что пятибалльная или какая-либо другая количественная шкала оценок является элементом начального обучения травмирующим ребёнка. Ещё раз выделим основные отрицательные эффекты отметки:
- искажение отношений ученика с учителем, родителями и, главное, с самим собой;
- повышение тревожности и невротизация детей;
- искажение учебной мотивации;
- невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;
- с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки.
Поэтому одна из целей реформы системы школьного оценивания – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Такое направление реформы, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребёнка и, во-вторых, более эффективно формировать знания и навыки.
В решении этой проблемы в школах уже есть опыт, хотя иногда он носит формальный характер, когда 5-бальная шкала оценки заменяется другими формами оценки: значками, рисунками и т.п., при этом не меняются все остальные составляющие учебно-воспитательного процесса.
Указанной выше цели, на наш взгляд, достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.
Таким образом, проблему безотметочного обучения необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы начальной школы – формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников.
Самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое без посторонней помощи, собственными силами – это основной вектор взросления. Школа отвечает за чрезвычайно существенную грань воспитания детской самостоятельности: средствами обучения мы должны вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе. Следовательно, проблему учебной самостоятельности нельзя рассматривать только в контексте начальной школы, это – проблема начальной и основной школы. Однако от того, как будут заложены основы этой самостоятельности в младшем школьном возрасте, будет зависеть выполнение этой задачи в основной школе. В связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим условием для решения этой проблемы.
Другое о образовании:
Соли аммония
Соли аммония – сложные вещества, в состав которых входят катионы аммония NH4+, связанные с кислотным остатком. Физические свойства Кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. Получение Аммиак (или гидроксид аммония) + кислота. NH3 + HNO3 → NH4NO3(нитрат аммония) 2NH4OH + H2SO4 → ...
Роль внеклассной работы в формировании математических знаний
Учителю математики в своей практической деятельности приходится выполнять различные виды деятельности, среди которых центральное место принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способностей и привития интереса к математике. Дополнительными возможностями для осуществления так ...
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...