Возможности применения социометрии в группе дошкольников

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Возможности применения социометрии в группе дошкольников

Страница 1

Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды на группы дошкольников имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.

Актуальность проблемы нашего исследования заключается в том, что в группе дошкольников определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, психологический климат, податливость или сопротивление групповому давлению. Концепция первичных групп дошкольников, в современных условиях нуждается в более широком развитии, необходимом для решения проблем общества. Общеизвестно, что одним из эффективных способов изучения отношений в группе является метод социометрии, который мы использовали для обследования дошкольников. Специфичным в психодиагностическом и коррекционном отношении является дошкольный возраст. Характеристикой его развития составляют три линии, готовя одновременно и условия будущего кризиса ребенка: 1) ребенок становится более свободным и более настойчивым в своих движениях и вследствие этого устанавливает более широкий и, по существу, неограничен­ный радиус целей; 2) его чувство языка становится настолько совер­шенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы о бесчис­ленных вещах, часто не получая должного и вразумительного ответа, что способствует совершенно неправильному толкованию многих понятий; 3) и речь, и развивающаяся моторика позволяют ребенку распространить свое воображение на такое большое число ролей, что подчас это его пугает. Он может с выгодой открывать для себя внеш­ний мир, сочетая дозволенные действия с собственными способностя­ми.

В этом возрасте ребенок быстрее забывает промахи и достигает желаемого неунизительным и более точным путем. Иници­ативность добавляет к автономности качества предприимчивости, планирования и способности «атаковать» задачу только ради пере­живания чувства собственной активности и «двигательной радости».

Модусы вторжения и включения создают новые модальности по­ведения на этой стадии развития личности. Модус вторжения, доминирующий в поведении на этой стадии, определяет многообразие «схожих» по форме видов активности и фантазий.

Обследование 20 детей дошкольного возраста подтвердило, что ребенок жадно и активно познает окружающий мир и в игре, моделируя и воображая, он совместно со сверстниками осваивает «экономический эпос культуры», т.е. систему отношений между людьми в процессе производства, в результате чего формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли малыша.

Развитие ребенка является сложным процессом. Важным является формирование хронома. Этот термин предложен Ф. Халбергом и предполагает, что временная организация живого подчиняется определенным правилам и закономерностям, до известной степени предсказуема, являясь генетически детерминированной. С другой стороны большое число экзогенных факторов постоянно влияет на развитие организма как пренатально через организм матери, так и непосредственно на потомство. В частности, описаны данные о том, что периодичность внешних стимулов может ускорить или замедлить становление ритмов. Роль факторов среды в формировании хронотипа изучено слабо. Целью работы было разработка анкеты для родителей, позволяющей выявить факторы жизни ребенка и родителей связанные с хронотипологическими особенностями ребенка.

В исследовании участвовали 300 родителей детей 4-7 лет. Для определения хронобиологического статуса ребенка использовали тест Хорна-Эстберга в модификации Губаревой Л.И. (2000) и оценка качества сна по 5 бальной шкале (от 1- плохо до 5 - отлично): скорость засыпания ребенка; продолжительность сна ребенка; глубина сна ребенка (часто ли просыпается); самочувствие после утреннего пробуждения ребенка. Модифицирована шкала сонливости (Epworth); испытывает ли ребенок сонливость .

при чтении?

при просмотре телевизионных программ?

в условиях не требующих активности (при занятиях, в театре и т.п.)? находясь в транспорте в качестве пассажира при езде менее 1 часа? во второй половине дня во время отдыха? в транспорте при разговоре с кем-нибудь? после приема пищи? в транспорте?

Оценка по 3 бальной шкале (1- слабая сонливость, 2 - средняя сонливость, 3 - сильная сонливость).

Модифицирована шкала качества гигиены сна ребенка адресованная родителям.

Боится ли ребенок заснуть?

Появляется ли у ребенка чувства опасения, тревоги или страха вечером, перед сном?

Бывает ли, что ребенок засыпаете вечером, сидя в кресле перед телевизором или в других условиях? Стала ли постель ребенка местом ссор и наказания? Задает ли ребенок разные вопросы, когда уже лег в постель спать? Когда ребенок не можете заснуть, плачет ли он?

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Речевые ошибки и причины их возникновения
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное п ...

Система задач для умственного счета С.А. Рачинского
В 1891 году С.А. Рачинский издал книгу «1001 задача для умственного счёта» которая стала первым в России сборником упражнений по устному счёту. Сергей Александрович Рачинский родился 10 июня 1833 года. Он весьма интересен как педагог – практик, поднявший в своей школе – сельской школе – преподавани ...

Опытно-педагогическая работа по исследуемой теме на базе 3-х классов МОУ ТСШ № 2. Анализ результатов эксперимента
База нашего исследования МОУ ТСШ № 2. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.). Работа проводилась в три этапа: I - констатирующий эксперимент; II - формирующий эксперимен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru