Современники и последователи Сократа отмечали, что он был очень увлеченным человеком, который ценил и любил своих учеников, однако, был с ними строг и требовал отказа от привычного уклада жизни.
Кроме всего, Сократ использовал новый для того времени метод обучения – беседу, в отличие от софистов, которые предпочитали лекции. Особенность бесед Сократа заключалась в том, что сначала обсуждались простейшие жизненные случаи, но затем темы усложнялись. При этом были использованы сравнения, метафоры, обороты, сатира, которые облегчали ученикам восприятие смысла беседы. Сократ включался в поиск истины вместе со своими учениками, исходя из знаменитого положения: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Другой стороной Сократовской учительской деятельности является его отношение к спартанской модели воспитания. Философ склонялся к ней, полагая, что в Афинах уделяется недостаточно внимания военному делу и гимнастике. «В Афинах, — говорил Сократ, — не организовано государственное обучение военному делу, но из этого не следует, что и каждый гражданин индивидуально должен относиться к нему без внимания: нет, всякий должен заниматься им, нисколько не меньше. Ни в какой другой борьбе, и вообще ни в какой профессии ты не будешь в убытке от того, что лучше разовьешь организм. Во всех человеческих профессиях тело нужно, а во всех случаях, где применяется телесная сила, очень важно возможно лучшее развитие организма.
Из всего сказанного следует, что Сократ выступил на поле общественно-педагогической деятельности, прежде всего как реформатор в области высшего образования, не меняя при этом форм этого образования, установленных софистами, но вкладывая в эти формы новое содержание.
Однако, Сократ все-таки оставался человеком своей эпохи. Некоторые его взгляды весьма противоречивы и известны под названием «Сократовы парадоксы». Кроме того, история показывает, что он довольно резко отзывался об основном демократическом институте – замещении должностей по жребию. Сократ предлагал передать власть аристократии и отстранить от нее более широкие массы населения, такие как купцы, ремесленники, земледельцы и др.
В связи с этим становится понятным, почему в оценке института рабства Сократ пребывал на уровне типичных представителей рабовладельческого общества.
Однако Сократ в то же время исходил из убеждения, что личное совершенствование каждого человека в отдельности должно привести к полной перемене общественных отношений, путем реализации в них чисто теоретических положений добра и истины.
Другое о образовании:
Развитие творческих способностей через обучение решению
текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...
Функции социального педагога, воздействующие на коррекцию поведения ребенка
Социальный педагог – это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. В семье, в сельской общине и на предприятии, в общеобразовательной школе, в больнице, приюте, детском доме, интернате для престарелых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, ...
Пересказ как способ совершенствования речевых умений
Поскольку предметом исследования является пересказ как прием обучения монологической речи, целесообразно рассмотреть это понятие, выделить основные ошибки, совершаемые при пересказе текста на английском языке, а также привести некоторые рекомендации при подготовке к пересказу. С пересказом мы сталк ...