В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне должны были уметь музицировать и петь, слагать стихи и вести беседу. Кроме того, велось приобщение к благодетели.
Спартанцы же, напротив, предполагали в человеке физическое начало, чем духовное. Спарта готовила будущих воинов, которые могли не владеть эпистолярным навыком или умением красиво петь, но зато должны были искусно владеть оружием, тактикой ведения боя и т.д. Идеалом воспитания являлся сильный, мужественный воин, способный переносить лишения, боль и трудности.
Столь резкие различия в этих воспитательных моделей объясняются политическими и экономическими особенностями государств. Спарта являлась центром работорговли, кроме этого, она часто вела завоевательные походы и другие войны, поэтому, чтобы сохранить боевой дух государства, воспитание молодого поколения считалось делом государственной важности и имело жесткий характер. Также принципиальное отличие моделей воспитания Афин и Спарты заключалось в том, что спартанской система подавляла личность, а афинская – наоборот, культивировала индивидуальность.
И в Афинах, и в Спарте дети до 7 лет обучались и воспитывались в семье. В Спарте здоровые мальчики и девочки покидали семью и обучались в закрытых школах. Следует отметить, что не все дети могли дожить до этого: больных и слабых малышей, как правило, убивали. Многие дети погибали и во время обучения в школе.
Афинская модель воспитания была намного мягче. Дети после 7 лет шли в школу в сопровождении раба, которого называли «педагогом» - детоводителем. В целом, школьное воспитание Афин носило развлекательный характер. Дети в школах отдыхали от труда, проводили досуг, который, как полагали древние греки, способствует физическому и духовному развитию.
Сравнивая эти две модели воспитания, спартанская сильно проигрывала, ее часто критиковали. Аристотель, который предлагал начало воспитания детей с «заботы о теле», однако, осуждал Спарту за жестокость и насилие. Он писал, что тяжелые физические упражнения превращают детей в «диких животных». «Гимнастика предназначена для формирования прекрасного, а не дикого животного», - писал Аристотель.
Другой древнегреческий философ – Платон – в трактате «Законы» предлагал соединить спартанскую и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину». Платон предлагал уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам. Однако, в другом его труде – «Государство» - ясно прослеживается афинской педагогической традиции.
Так же, как Аристотель и Платон, многие другие античные философы поддерживали афинскую модель воспитания или предлагали объединить ее со спартанской, дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Например, римскую модель воспитания часто называют объединяющей Афины и Спарту, потому что в Риме физическое воспитание существовало наряду с умственным и духовным.
Подводя итог, можно сказать, что афинская модель воспитания продвинулась намного дальше, чем спартанская, так как одна лишь физическая сила без душевного благородства – ничто. Древние греки сформулировали идеальную цель воспитания – всестороннее (духовное и физическое) и гармоничное развитие личности. Также Афины существенно повлияли на основную закономерность педагогики – обучение и воспитание граждан детерминируется государственно-политической системой. Демократия в государстве дает возможность развития гуманистической педагогической системы.
Другое о образовании:
Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...
Высшее образование в скандинавских странах. Дания
Дания – страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Все дети в течение 9 лет посещают общеобразовательные школы. В государственных школах имеется также факультативный 10-й класс. В начале 1970-х годов лишь 20% учащихся общеобразовательных школ после сда ...
Выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном
рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента
Целью контрольного эксперимента было выявление уровня изобразительного творчества детей в сюжетном рисовании, выработанного в ходе формирующего эксперимента с использованием нетрадиционных техник. Контрольный эксперимент был проведен в виде занятия по сюжетному рисованию с использованием нетрадицио ...