Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями.
Далее приводим таблицу 1. (Традиционные и нетрадиционные уроки) и таблицу 2 (Соотношение традиционных и нетрадиционных форм урока), составленные Г.К. Селевко.
Таблица 1. Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
Концептуальная основа |
Субъект – объективные взаимодействия в системе “учитель – ученик” |
Субъект – субъектные позиции в системе “учитель – ученик” |
Содержательная часть | ||
Цели |
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами |
Развитие личности учащихся |
Содержание учебного материала |
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер |
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
Процессуальная часть | ||
Организация учебного процесса |
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование | |
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение |
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование |
Методы и формы работы учителя |
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников |
Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: “метод прямого доступа”, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося |
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала |
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках |
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
Диагностика учебного процесса |
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся |
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя |
Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
Другое о образовании:
Система профориентационной
работы в школе
Система – это совокупность компонентов, взаимосвязь которых дает качественно новую характеристику целого. Система профориентационной работы в школе – это целостная, структурированная и в то же время динамичная система, состоящая из отдельных элементов, которые тесно связаны между собой: это различн ...
Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...
Развитие способностей у человека
Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей. Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Способности ...