Как же следует проводить воспитательную работу с активистами, чтобы они хорошо выполняли свои общественные обязанности и способствовали развитию и укреплению коллектива?
Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организация обмена опытом работы («летучки», совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.
Важно отметить основные педагогические условия функционирования школьного самоуправления. К ним относятся периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.
Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять активистам их функции по выполнению возложенных на них обязанностей. Эта работа осуществляется в форме коллективных и индивидуальных инструктивных бесед и семинаров, а также путем повседневного общения педагогов с активистами.
Важной стороной воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится «трудовой десант» по уборке урожая в колхозе. В этом случае необходимо помочь активистам подготовить учащихся к работе, организовать соревнование и подытожить результаты труда. Такую же помощь необходимо оказывать при подготовке и проведении диспутов, школьных вечеров и других мероприятий. В процессе этой работы необходимо поддерживать и стимулировать инициативу активистов.
Существенной стороной в работе с активистами является контроль за исполнением даваемых им поручений. Этот контроль осуществляется в форме отчетов активистов на ученических собраниях, заседаниях и т.д., а также в процессе индивидуальных бесед. Отчеты активистов и контроль за их работой повышает их ответственность и стимулирует выполнение ими своих обязанностей.
Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе и выступают как носители здорового общественного мнения, поднимая развитие коллектива на новую ступень. Хороший актив придает коллективу гибкость, организационную прочность, с его помощью легко направлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.
Исследование проводилось на базе МОУ «Дизьминская общеобразовательная средняя школа» в четвертом классе. В исследовании участвовало двадцать учеников. Целью исследования было выяснить, как разнообразная деятельность способствует сплочению коллектива. Для реализации данной цели были поставлены задачи: изучить педагогическую литературу по данной теме, рассмотреть признаки и структуру детского коллектива, охарактеризовать стадии развития коллектива, раскрыть пути его сплочения, а также провести работу по сплочению данного коллектива.
При исследовании использовались следующие методы:
Анализ педагогической литературы по данной теме. Изучение шестнадцати источников позволило лучше рассмотреть структуру и признаки коллектива, стадии развития, пути его сплочения.
Другое о образовании:
Ознакомительное чтение как цель и средство обучения иностранному языку в
средней школе
Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и рассматривается как перцептивно-мнемическая деятельность, которая направлена на извлечение информации из печатного текста и процессуальная сторона которой носит аналитико-синтетический характер, предопределяемый конкретной целью ...
Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в
России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно ...
Методика
использования занятий по изобразительной деятельности как средства
эмоционального воспитания детей
Исследование особенностей сенсорно-перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью - составная часть комплексного психолого-медико-педагогического изучения ребенка, которое проводится в соответствии с существующими нормативами. Нами было проведен эксперимент, позвол ...