«Учиться нужно многоумию, а не многознанию».
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».
«Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда, дурные же вещи сами собой производятся».
«Могут быть юноши умные и старики глупые. Ибо научает мыслить не время, но раннее воспитание и природа».
«Благоразумие отца есть самое действительное наставление для детей».
«Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает вторую природу».
«Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы».
«Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, - стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд».
«Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье».
«Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».
«Желающий учить того, кто высокого мнения о своем уме, попусту тратит время».
«Возможно воспитать детей без больших трат на это и тем оградить спасительной стеной их имущество и тела».
Таким образом, анализируя исторические источники, литературу по истории педагогики и труды древнегреческих философов, можно сказать, что Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит положили начало становление педагогики как науки. Ими были разработаны различные концепции, которые объединялись главной задачей педагогики – всестороннее воспитание и гармоничное развитие личности.
Современные данные педагогики, психологии, физиологии и других наук о человеке свидетельствуют, что эта задача – не миф и не утопия: она действительно достижима, т. к. у каждого новорожденного имеются все возможности и данные. Нужен только подводящий воспитатель.
Основной вывод по данной работе таков, что педагогические работы четырех великих философов – Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита – актуальны и по сей день. Открытия этих ученых не только обогатили педагогику, но и вышли за рамки мышления того времени. Педагогика оформилась как наука, нашла свой предмет, цель и методы.
Современная педагогика тесно связана с открытиями, сделанными в древней Греции.
Основы древнегреческого воспитания используются и в современных школах. Активное привлечение детей к труду, к искусству, к точным наукам берет свое начало именно во времена античности, когда в образовательных целях строились театры, дети учились играть на музыкальных инструментах и соревноваться в физических упражнениях.
Пытаясь объяснить общие законы развития природы, общества и познания, философы древней Греции не могли пройти мимо вопросов воспитания. Изучая весь путь становления человека как личности, Сократ, Платон, Аристотель и Демокрит внесли существенный вклад в развитие педагогической мысли и других наук. По схемам античных концепций будут строиться все последующие педагогические теории и системе вплоть до XIX века.
Другое о образовании:
Диагностический анализ отношения подростков к здоровью
Подростковый возраст - очень сложный период, характеризуется он физическим и социальным взрослением ребенка. В этом возрасте происходит максимальная активация важнейшей гормональной оси – "гипоталамус-гипофиз-половые железы", приводящая к гармоничному физическому и половому развитию. Осно ...
Внешкольное воспитание в античные времена
Как известно, античное общество обладало высоким уровнем культуры, несмотря на условия классовости. Высокий культурный уровень, в свою очередь, базировался на всеобщей грамотности. Многие задаются вопросом, почему же в древней Греции было так и не иначе, если обучение было сословное? Ответом на воп ...
Сущность и задачи нравственного воспитания младших школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция о ...