Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

Новая педагогика » Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте » Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

Страница 3

Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам и проблемам сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми длительный и сложный процесс.

Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как феномен человеческой культуры и как один из обязательных элементов общения, вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.

Вежливость – универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему, направленную на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствие ожиданиям партнера.

Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения к людям, то такое понимание вежливости помогает осуществить ее воспитание у детей на основе единства моральных знаний чувств и поведения.

В старшем дошкольном возрасте воспитание нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста: помогает воспринимать действительность и реагировать на нее.

Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.

Формирование у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки. Первый этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное. На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается. На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях

Игра является той формой организации жизнедеятельности старшего дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Использование возможностей сюжетно-ролевой игры влияют на формирующуюся личность ребенка с целью развития и воспитания положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника, а самое главное развитие нравственных качеств, а именно вежливости.

Сюжетно-ролевые игры представляют возможность максимально полного воспитания основных принципов и положений вежливости, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить, или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.

С целью подтверждения нашей гипотезы, при которой формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ № 165 г.Новокузнецка.

Сроки проведения экспериментального исследования с октября по май 2012 года. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (см. Таблицу №1), поскольку на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что у детей 6-7 лет вежливость проявляется не во всех видах деятельности, не всегда.

Таблица №1

Дошкольники, участвующие в эксперименте

№п.п.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

1

Виктория Б.

07.02.2005

2

Самир Г.

21.12.2004

3

Ирина Г.

01.06.2005

4

Родион Г.

26.07.2005

5

Юрий Д.

03.03.2004

6

Диана Д.

23.03.2004

7

Олеся Е.

06.08.2005

8

Лиля К.

17.11.2004

9

Данил П.

29.04.2006

10

Антон А.

20.06.2004

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Формирование фонетико фонематической стороны речи, у дошкольников с детским церебральным параличом
Анализ констатирующего эксперимента показал нам, что у детей с детским церебральным параличом наблюдаются разные по сложности нарушения фонетико – фонематических процессов: 1 – я группа: К. Кирилл, Ильяс – низкий уровень сформированности фонетико – фонематической стороны речи. 2 – я группа: П. Крис ...

Как распознать дислексию
Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу. Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, ...

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru