Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

Новая педагогика » Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте » Возможности сюжетно-ролевой игры в формировании вежливости в старшем дошкольном возрасте

Страница 3

Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам и проблемам сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми длительный и сложный процесс.

Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Как феномен человеческой культуры и как один из обязательных элементов общения, вежливость исследовалась в культурологии, социолингвистике, дидактике, философии, лингвистики, психологии, этнографии и др.

Вежливость – универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему, направленную на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствие ожиданиям партнера.

Формирование вежливого поведения детей находится в зависимости от понимания сущности вежливости. Если вежливость определить как внешнее выражение уважения и доброжелательного отношения к людям, то такое понимание вежливости помогает осуществить ее воспитание у детей на основе единства моральных знаний чувств и поведения.

В старшем дошкольном возрасте воспитание нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается.

В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста: помогает воспринимать действительность и реагировать на нее.

Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: осознанное применение норм вежливости, необходимость учитывания эмоциональной сферы ребенка, а также элемента подражания, на основе которого закладываются навыки культурного поведения.

Формирование у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки. Первый этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное. На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается. На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях

Игра является той формой организации жизнедеятельности старшего дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка старшего дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Использование возможностей сюжетно-ролевой игры влияют на формирующуюся личность ребенка с целью развития и воспитания положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника, а самое главное развитие нравственных качеств, а именно вежливости.

Сюжетно-ролевые игры представляют возможность максимально полного воспитания основных принципов и положений вежливости, а именно как здороваться и прощаться, обращаться к взрослым на «Вы» и называть по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой и благодарить за услуги, извиняться за неловкость, вежливо подтвердить, или отказаться от предложенного во время приема пищи, не перебивать разговора взрослых, оказывать им услуги.

С целью подтверждения нашей гипотезы, при которой формирование вежливости у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры будет успешным, нами было проведено экспериментальное исследование на базе МДОУ № 165 г.Новокузнецка.

Сроки проведения экспериментального исследования с октября по май 2012 года. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста (см. Таблицу №1), поскольку на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы пришли к выводу, что у детей 6-7 лет вежливость проявляется не во всех видах деятельности, не всегда.

Таблица №1

Дошкольники, участвующие в эксперименте

№п.п.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

1

Виктория Б.

07.02.2005

2

Самир Г.

21.12.2004

3

Ирина Г.

01.06.2005

4

Родион Г.

26.07.2005

5

Юрий Д.

03.03.2004

6

Диана Д.

23.03.2004

7

Олеся Е.

06.08.2005

8

Лиля К.

17.11.2004

9

Данил П.

29.04.2006

10

Антон А.

20.06.2004

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...

Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...

Возрастные особенности "Я-концепции"
К концу подросткового возраста формируется устойчивая система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного "Я"). При этом она может и не совпадать с реальным "Я". В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить сво ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru