Логопедическое обследование детей с ринолалией

Страница 1

Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевого нарушения, его глубину, степень, проанализировать, какие компоненты речевой системы страдают. Нарушения речи касаются различных ее сторон: фонетики, лексики, грамматики; нарушения системы, обеспечивающие речевую функцию: дыхательная система, голосообразование, артикуляционный аппарат и т.д. Это значит, что обследование должно быть, с одной стороны, разносторонним, а с другой – индивидуальным в каждом конкретном случае в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения.

Надо отметить, что использование при обследовании какого-либо одного метода или приема еще не дает возможности судить о характере нарушения. Лишь использование и сопоставление результатов исследования, полученных на основе применения комплекса приемов, направленных на выявление состояния тех или иных компонентов речи, позволяет судить о дефекте и его глубине.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследования. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы. В процессе обследования данной категории детей используются следующие приемы: изучение документации (характеристика из детского сада, школы); изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями); изучение заключений врачей-специалистов разных профилей; исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности; исследование ребенка с помощью объективных методов исследования. Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме (Приложение 2).

Вначале логопед изучает его медицинскую карту, проводит беседу с родителями для сбора анамнестических данных; особенностей протекания пренатального, натального, постнатального периодов; узнает количество и сроки операций; как происходило кормление, часто ли болели уши, сформированы ли навыки самообслуживания; занимался ли с ребенком логопед, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика; заключения специалистов.

После того как логопед собрал все необходимые данные, он приступает к обследованию. Схема обследования детей с ринолалией включает.

1) Обследование дыхания включает:

– тип физиологического дыхания (верхне-ключичное, ключично-грудное, диафрагмально-реберное);

– частота дыхания (учащенное, норма);

– ритмичность дыхания (аритмичное, норма);

– носовое дыхание (норма, затруднено, отсутствует);

– ротовой выдох (сформирован/не сформирован);

– направленная воздушная струя (сформирована/не сформирована);

– речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

– глубина, длительность и направленность речевого выдоха (ротового выдоха при фонации).

2) Обследование качеств голоса включает:

– сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

– высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых модуляций): модулированный, не модулированный;

– тембр голоса (степень назализации – гиперназализация, сильная, умеренная, отсутствует; яркость, звонкость, глухость голоса, наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации).

3) Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с детьми. Основной целью обследования состояния звукопроизношения является оценка сформированности звукопроизносительной стороны речи у ребенка. Обследование начинается с проверки изолированного произнесения звуков, затем предлагают произнести слова и фразы, содержащие определенные звуки, отраженно за логопедом. При составлении проверочных фраз рекомендуется использовать слова простой слоговой структуры. В последнюю очередь проверяется произнесение звуков в спонтанной речи. Исследование наиболее целесообразно осуществлять в игровой форме.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Организация коррекционно-логопедических мероприятий
Исследование выдвинутой гипотезы проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) «Детский сад комбинированного вида №10 «Алёнушка» г. Канска Красноярского края. Адрес: 663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Калинина, 37. Заведующая: Цыганова Валентина Ва ...

Воспитание интеллектуальной элиты в системе послевузовского образования
Система послевузовского образования включает два направления: первое – подготовка и аттестация специалистов высшей квалификации в аспирантуре (65 специальностей), докторантуре (15 специальностей); а также в форме соискательства. Второе направление – система получения второго высшего образования, ст ...

Общие сведения об Успенской начальной школе
В МОУ Успенской СОШ работает 3 учителя начальных классов. Белецкая Г.Н. – учитель ΙΙ квалификационной категории, 33 года педагогического стажа, классный руководитель 2 класса. Федоренко Р.А. – учитель Ι квалификационной категории, 30 лет педагогического стажа, классный руководитель 1 ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru