Уровень сформированности эмоционально-ценностного компонента определялся на основе рейтинговых, ранговых методик.
Для определения личностного компонента (степени сформированного интерперсональных и интраперсональных качеств) применялись традиционные методики, адаптированные к образовательной ситуации (см. Приложение 6, 7). Оценка сформированности конативного компонента игровой компетентности проводилась по анализу адекватности и обоснованности игрового поведения студентов при непосредственной реализации различных игровых технологий.
При отборе параметров оценивания существенно рассмотрение подготовки будущего учителя к применению игровых технологий в единстве когнитивной, операционально-деятельностной, личностной, эмоционально-ценностной и конативной составляющей, однако в качестве приоритетных рассматривались когнитивный и операционально-деятельностный компоненты.
Логика проведения опытно-экспериментальной работы предполагала выделение контрольной и экспериментальной групп, эти группы были выделены на первом курсе факультета математики и информатики по результатам констатирующего этапа эксперимента, (результаты, показанные студентами контрольной и экспериментальных групп, достаточно близки).
Диаграмма 1. Характеристика когнитивного компонента игровой компетентности на констатирующем этапе
Диагностика, проведенная на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, показала, что большинство студентов имеют низкий уровень развития игровой компетентности: 71,4% и 78,3% в экспериментальной и контрольной группах соответственно, на среднем уровне находится 28,6% и 21,7% студентов (соответственно).
Диаграмма 2. Характеристика операционально-деятельностного компонента игровой компетентности на констатирующем этапе
Никто из будущих учителей не смог продемонстрировать высокий уровень сформированности игровой компетентности. Результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, отражены в таблице №6 и на диаграмме №3.
Таблица 1
Характеристика игровой компетентности на констатирующем этапе эксперимента
Уровни игровой компетентности |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Низкий уровень |
71,4% |
78,3% |
Средний уровень |
28,6% |
21,7% |
Высокий уровень |
Диаграмма 3
Анализ результатов, полученных на констатирующем этапе, показал, что принципиальных различий между исходным уровнем игровой подготовки у студентов контрольных и экспериментальных групп не наблюдалось.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы осуществлялась реализация динамической модели подготовки студентов к применению игровых технологий, которая предполагает постепенное погружение студентов в теорию и практику игровой деятельности, ее постоянное усложнение, систематизацию, профессионализацию и конкретизацию в процессе реальной образовательной работы с детьми (психологический и педагогический практикумы, производственная практика на выпускном и предвыпускном курсах).
При изучении студентами факультета математики и информатики общей, возрастной, педагогической, социальной психологии, а также блока педагогических дисциплин проводилась направленная адресная работа по формированию игровой компетентности будущего учителя. Модель процесса подготовки будущих учителей к организации игровой деятельности школьников в условиях педагогического вуза включала: пропедевтический, основной, заключительный (интегрирующий) этапы.
На основании предложенной нами модели развития игровой компетентности была разработана система заданий, направленных на:
– развитие эмоционально-ценностного отношения студентов к игровым технологиям (например, задания, спроектированные на основе литературного материала, исследовательские задания, групповые дискуссии, дебаты);
– формирование когнитивного компонента игровой компетентности (задания на систематизацию, обобщение, анализ, конкретизацию учебного материала, тестовые задания);
Другое о образовании:
Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой
переживания одиночества
Современная ситуация в обществе приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, за ...
Речевые ошибки и причины их возникновения
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное п ...
Психолого-педагогические особенности детей с умственной отсталостью
Проблемам умственной отсталости в отечественной дефектологии всегда уделяли большое внимание. Но, начиная с 60-х годов, интерес к ним ещё более возрастает. Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейров, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова и ряд других учёных внесли неоценимый вклад в теорию и практику специально ...