Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Данная методика предполагает проведение 11 серий, включающих 13 заданий. Общая ее цель – выявление уровня сформированности письменной речи детей школьного возраста. Методика предполагает балльную систему оценок по каждой серии заданий. Максимально успешный результат соответствует 528 баллам. Полученное абсолютное значение предполагается перевести в процентное выражение и соотнести его с одним из четырех уровней успешности:
IV – 100 – 80%;
III – 79,9 – 65%;
II – 64,9 – 50%,
I – 49,9 и ниже.
Серия 1.
Цель: исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Собака – маска – нос
Сено – косить – высь
Замок – коза
Зима – ваза
Цапля – овца – палец
Шуба – кошка – камыш
Жук – ножи
Щука – вещи – лещ
Чайка – очки – ночь
Рыба – корова – топор
Река – варенье – дверь
Лампа – молоко – пол
Лето – колесо – соль
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков; гласных звуков.
Оценка:
Звук искажается, заменяется или пропускается – 0 баллов.
Звук не автоматизирован – 1 балл.
Нормативное произнесение звука – 2 балла.
Максимально по серии – 52 балла.
Серия 2.
Цель: исследование сформированности звукослоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова.
Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.
Оценка:
Нарушение звукослоговой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление слогов и звуков) или невыполнение – 0 баллов.
Нарушение звуковой структуры слова (пропуски, перестановки, уподобление звуков внутри слова) – 1 балл.
Четкое и правильное воспроизведение слова – 2 балла.
Максимально по серии – 20 баллов.
Серия 3.
Цель: исследование состояния ручной моторики.
Инструкция: покажи ушки зайчика, козу, колечко, очки.
Оценка:
Невыполнение задания – 0 баллов.
Выполнение с затруднением или с помощью взрослого – 1 балл.
Самостоятельное правильное выполнение – 2 балла.
Максимально по серии 32 балла.
Серия 4.
Цель: исследование фонематического восприятия.
Инструкция: повторяй за мной слоги.
а-и-у – у-а-и
би-ба-бо – бо-ба-би
ба-па – па-ба
са-ша – ша-са
ча-тя – тя-ча
ма – на
жа – ща
ла – ра
ма-на-ма – на-на-ма
жа-ша-ша – ша-жа-ша
ла-ра-ра – ра-ра-ла
ца-са-ца
Уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ – 0 баллов.
Воспроизведение с затруднениями, самокоррекция – 1 балл.
Точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления – 2 балла.
Максимально за серию – 40 баллов.
Серия 5.
Цель: исследование навыков языкового синтеза.
Инструкция: отвечай на мои вопросы.
Сколько слов в предложении «Около дома росла береза»?
Какое второе слово в этом предложении?
Другое о образовании:
Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями
Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995г.№181 «Инвалид – лицо, которое имеет нарушение со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее нео ...
Урок
как основная форма обучения изобразительной деятельности детей с умеренной и
тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать нескол ...
Действующий актив
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Оно не может создаваться «сверху», т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах все ...