Учителю математики в своей практической деятельности приходится выполнять различные виды деятельности, среди которых центральное место принадлежит деятельности, направленной на развитие математических способностей и привития интереса к математике. Дополнительными возможностями для осуществления такой деятельности являются различные внеклассные формы занятий по математике.
Дополнительные возможности для развития способностей учащихся и привития им интереса к математике и её приложениям предоставляют различные внеклассные формы занятий по математике. Они могут быть нацелены на развитие определенных сторон мышления и черт характера учащихся, иногда не преследуя в качестве основной цели расширение или углубление фактических знаний по математике. Такое расширение происходит как бы само собой, как результат возникшего интереса к предмету, воспитанной в ходе занятий настойчивости и как следствие обнаружившейся легкости математики.
До настоящего времени внеклассная работа по математике чаще всего строилась на принципах занимательности, развлекательности, в нее вовлекалось часть школьников из числа лучших учащихся. Отдельные учителя даже отвергают необходимость ведения внеклассной работы в начальных классах.
Внеклассные занятия по математики с учащимися с нарушением слуха начальных классов ведутся с использованием репродуктивной деятельности учащихся, решающих задачи по образцу, предложенному учителем, или с его помощью, что не развивает логического мышления у учащихся. Внеклассные занятия по математики проводятся стихийно, не систематически. Их содержание не продумано, носит случайный характер. Учителя не ориентируются в подборе упражнений по математике, которые могли бы заинтересовать «слабых» и «средних» учащихся. Методика проведения таких занятий не разработана, поэтому эффективность внеклассной работы весьма низкая.
Необходимость проведения внеклассной работы по математике с учащимися начальных классов вызвано тем, что наше общество ждет от спецшколы всесторонней подготовки подрастающего поколения к жизни. Без формирования интереса к математики, Без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества. Внеклассные занятия по математике нужно рассматривать как одно из важнейших средств совершенствования математических знаний в начальных классах для детей с нарушением слуха.
Внеклассная работа по математике призвана решать две основные задачи:
1. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;
2. Способствовать возникновению интереса у учеников к математике.
Решение первой задачи преследует цель удовлетворить запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике, решение второй должно обеспечить создание дополнительных условий для возникновения и развития интереса к математике у оставшегося большинства. Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор детей, позволяет более глубоко ознакомить их с историческим развитием отдельных математических идей.
Внеклассная работа зарождается на уроках математики. Это решение задач повышенной трудности. Часть этих задач может быть решена в классе и при всех учащихся, хотя не надо требовать, чтобы их умел решать каждый. Другая часть таких задач связывает содержание и формы классных и внеклассных занятий.
Внеклассная работа по математике создает дополнительные возможности учителям начальных классов по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. Она может влиять на качество знаний непосредственно через содержание заданий, в частности, в результате поддержания интереса к предмету. В этом случае она может способствовать совершенствованию математических знаний и умений. Однако внеклассная работа по математике в начальных классах как теоретически, так и практически не обеспечена. Методических пособий по проведению внеклассной работы по математике в начальных классах очень мало. Возникло противоречие между необходимостью проведения внеклассной работы с младшими школьниками и недостаточным уровнем разработанности методических вопросов ее организации и проведения.
Другое о образовании:
Два подхода к преподаванию математики и задача проектирования курса геометрии
Проблемы в самой математической науке неизбежно влекут за собой проблемы в преподавании математики. Пересмотр основ математики сильно отразился на преподовании геометрии, как на основе и историческом начале всей математики. Остро встал вопрос: «Как преподавать математику и в частности геометрию?». ...
Характеристика экспериментального исследования и выявление уровней сформированности
здоровьесберегающей культуры младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №7 г. Биробиджана в 3 «Б» и 3 «В» классе. В эксперименте принимали участие 48 учащихся, из них в экспериментальном классе 25 человек, в контрольном классе 23 человека. Задачи эмпирического исследования: - провести диагностику уровня формир ...
Как можно эффективно помочь детям с дислексией
Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элеме ...