Изучение теоретического материала по вопросу «Дидактические принципы и методы обучения изобразительному искусству и художественному труду» позволил нам выделить и проверить в практике работы школы те методы и принципы, которые в большей степени способствуют эффективному обучению младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда.
На первом этапе методы и принципы обучения были классифицированы для применения их на уроках после изучения программного материала. Такими методами и принципами выступили:
Эффективные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
По источнику полученных знаний:
Наглядные (иллюстрация, демонстрация).
Словесные (рассказ, беседа, объяснение).
Практические (упражнения).
По виду деятельности учащихся (М.Н. Скаткин):
Репродуктивные (ответы на вопросы учителя).
Объяснительно-иллюстративные (рассказ, беседа, демонстрационные опыты, экскурсии).
Частично-поисковые (самостоятельное выполнение заданий с частичной помощью учителя).
Проблемные (постановка проблемы и поиск решений).
Исследовательские (постановка проблемы – инструктаж – самостоятельное изучение, наблюдение – итоги).
Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности:
– методы формирования познавательного интереса (познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации успеха).
Принципы обучения изобразительному искусству и
художественному труду
Принцип сознательности и активности.
Принцип наглядности.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип прочности усвоения знаний.
Принцип научности.
Принцип доступности.
Принцип связи теории с практикой.
Политехнический принцип.
На втором этапе мной были посещены уроки изобразительного искусства и художественного труда, а также была разработана серия уроков по этим предметам с использованием вышеперечисленных эффективных методов и принципов обучения.
1. Посещение и анализ уроков изобразительного искусства и художественного труда. Целью посещения уроков было выявление эффективности использования правильно и умело организованных методов и принципов обучения.
Для того чтобы проверить, насколько эффективно это использование, мной были посещены несколько уроков изобразительного искусства и художественного труда в 1-ом и 3-их классах. Проанализировав эти уроки и пронаблюдав за результатами деятельности учеников, можно сделать следующие выводы:
На первом уроке, проведенном в 3-ем классе на тему «Жар-птица», учитель умело организовал работу детей.
Урок был проведен в форме коллективной творческой деятельности. Были использованы различные методы обучения:
словесный (рассказ о Жар-птице, объяснение последовательности работы, беседа с детьми);
наглядный (показ картин, способов и приемов работы);
практический;
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
частично-поисковый;
Также были использованы методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации успеха в начале урока).
Очень правильно и умело реализованы дидактические принципы:
принцип научности (сведения о Жар-птице);
принцип систематичности и последовательности (распределение материала с опорой на ранее усвоенные знания);
принцип сознательности и активности (активизация мыслительной деятельности, творчество, коллективная и индивидуальная деятельность);
принцип наглядности (развитие восприятия, интереса, наблюдательности);
принцип доступности (соответствие материала возрастным особенностям, дифференцированный подход);
принцип прочности (тренировочные упражнения).
Использование музыкального сопровождения в практической части способствовало поддержанию эмоционального настроения детей.
Работа учащихся была организована, при объяснении задания, приемов и способов работы учитаны индивидуальные особенности учеников. При выполнении задания слабым детям была оказана индивидуальная помощь.
Многообразие наглядных пособий способствовало эффективности проведения урока. При проведении беседы вопросы сформулированы четко, конкретно, лаконично.
Все этапы урока соблюдены. Все цели урока реализованы. Работа учащихся была активной.
Проанализировав работы детей, можно сделать следующий вывод: из 23 учеников класса все успешно справились с работой.
В конце урока была проведена рефлексия. Детям было предложено нарисовать на доске солнышко, если все на уроке им было понятно и все получалось. Тучку и солнышко – если в процессе работы у них возникли некоторые затруднения. Тучку – если ничего не получалось.
Все дети нарисовали солнышко.
Результаты работы учеников внесены в диаграмму.
Все это свидетельствует об отличной, умело организованной работе учителя, о его умении правильно подобрать и использовать методы и принципы обучения на уроке изобразительного искусства.
Другое о образовании:
Развитие мотивационно-потребностной сферы дошкольников
Мотивационно-потребностная сфера дошкольников изменяется с возрастом. Если на ранних этапах дизонтогенеза преобладают биологические потребности, то на более поздних этапах начинают доминировать социальные и идеальные потребности. Ряд авторов (А.В. Петровский, В.А. Петровский) указывают на существов ...
Особенности деятельности государственных и негосударственных организаций в сфере образования
Роль образования в условиях постиндустриального общества заметно растет. На международном уровне концепция высшего образования находится в центре внимания ЮНЕСКО. О системном кризисе образования на Западе заговорили уже в конце 60-х гг. ХХ в. В России он обострен и связан с кардинальными изменениям ...
Развитие гуманистического образования
Вопросами воспитания гуманного отношения к животным занимаются многие педагоги. Они внесли большой вклад в эту область науки. На эту тему написано много книг, которые являются методическим пособием и помощником для ознакомления детей с природой и воспитания гуманного отношения к ней. Можно в пример ...