Большое преимущество искусства как средства воспитания гуманных чувств - в его эмоциональной оценке действительности. Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребенка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание. Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.
Через художественную литературу педагог должен учить детей доброте, вызывать сочувствие, желание помочь, радоваться и получать удовольствие от возможности оказать помощь животному, которое в неё нуждается. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит прежде всего от его художественной ценности.
Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.
Решая задачи воспитания детей средствами искусства, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. Ершова, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов — Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г.-Х. Андерсена, Э. Сентон-Томсон произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова и др.
Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор художественных произведений, но и проведение этической беседы о прочитанном, проведение которой просто необходимо.
Художественное произведение, безусловно, способствует развитию чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок далеко не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку — книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем. Отсюда и бесконечные вопросы детей: "Почему утенка называли все гадким?", "Гадкий утенок правда был гадкий?", и т. п. Иногда на вопросы детей трудно ответить сразу, нужно сначала подумать, что отвечать.
Готовясь к беседе, педагог должен продумать вопросы, которые он задаст ребенку в связи с прочитанной книгой. Если беседа о книге будет состоять из бездумных вопросов, назиданий и поучений, она только запутает ребенка: назидания и нотации снизят то эмоциональное состояние, ту радость, которую получил ребенок от хорошей книги. Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов, так как это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного.
Когда речь идет о развитии нравственного сознания детей, воспитании гуманных чувств, ставятся вопросы, пробуждающие у ребят интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они должны помочь воспитателю понять душевное состояние ребенка во время чтения; выявить способность детей сравнивать и обобщать прочитанное; стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребенку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссий отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формулировать вопросы в связи с прочитанным, педагог может обратиться к ним так: "О чем бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?" При этом он должен прислушаться к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком направлении развиваются их чувства, представления.
Другое о образовании:
Понятие профориентации, сложности профессионального самоопределения и
система профориентационной работы в школе
Само возникновение профессиональной ориентации связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 году и бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента на ...
Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц. При ДЦП резко нарушено взаимодействие между двигательными и сенсорными системами, между звеньями само ...
Приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями
речи
Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей путем устранения у них уже появившихся ее предпос ...