Одной из важных задач образования педагога математика является становление проектного мышления. Под проектным мышлением мы понимаем такое мышление, которое создает образ будущей деятельности и тех средств, в том числе и еще не существующих, которые необходимы для того, что бы эта деятельность состоялась.
Задача проектирования включает в себя два разных аспекта. С одной стороны, необходимо учитывать задачи конкретной практики (в нашем случае такой конкретной задачей является подготовка педагога – проектировщика), с другой, необходимо удерживать логические требования к системе подготовки педагогов в высшем образовании.
Кроме выделенных двух аспектов, также нужно учитывать еще и особенности студенческого возраста и их мотивацию к учебе. С одной стороны они уже выбрали профессию и, вроде, у них должен быть профессиональный интерес, но это только 3 –4 курс, притом, что два года они учились как математики, профессионального интереса еще нет, или его не достаточно. С другой стороны это студенты, которым 19 – 20 лет, их интересует не конкретное знание, а соотношение их профессиональных знаний и жизни. Им важно не конкретное знание, а понимание ценности этого знания.
На наш взгляд, необходимость учитывать три выделенных аспекта задает некоторую сложность построения образовательной ситуации. Эта сложность проектирования может быть решена через постепенное введение практики проектирования, начиная с анализа.
Одна из возможностей освоения практики проектирования в образовании — проектирование студентом собственного образования.
Введем схему акта рефлексии Г. П. Щедровицкого (рис 1).
Рисунок 1
Схема описывает процесс преобразования прошлой ситуации в новую ситуацию через выход в рефлексивную позицию.
Опишем с помощью этой схемы форму организации проектной работы студентов как рефлексию над собственной образовательной траекторией. Для описания формы организации разобьем процесс преобразования на три этапа.
для анализа прошлой образовательной ситуации необходимо выделить прошлую ситуацию и ее основание. Это может быть сделано из рефлексивной позиции
Рисунок 2
Проделав это студенты оформляют свои школьные переживания в опыт.
2. вторым шагом мы выделяем построение образа себя как педагога - проектировщика. Такое построение образа происходит в рефлексивном слое (рис 3).
Рисунок 3
определение последовательности шагов приводящих к реализации образа будущего и определение необходимых ресурсов (рис 4).
Рисунок 4
Обсуждаемая нами работа включается в первый этап такой деятельности.
Объектом анализа является массовый школьный учебник математики, тот по которому учились сами студенты. Если говорить о мотивации студента, она создается за счет того, что студенты, прежде всего, делая анализ, выкладывают свои представления и обоснования исходя из личного опыта.
Разберем подробнее основания нашего выбора именно учебника геометрии А. В. Погорелова для критики студентами. Для этого ответим на четыре вопроса.
Что такое учебник?
Учебник представляет собой проект деятельности ученика в свернутом виде. Автор пишет учебник исходя из своих представлений о возможностях и деятельности ученика.
2. Почему именно массовый учебник?
Массовость учебника говорит о признанности именно такого содержания. Какие бы недостатки студенты не выделяли, сколько не критиковали, а учебник «работает».
Массовость учебника дает представление студентам о тех учебниках которыми пользуются в большинстве школ.
Важным представляется еще и тот факт, что по учебнику А.В. Погорелова будучи школьниками учились сами студенты. Можно точно сказать что они были в позиции ученика, могут ее вспомнить и перевести в опыт, необходимый для проектировочной деятельности.
3. Почему учебник по геометрии?
Геометрия единственная является логически выстроенным математическим разделом. Уже в 3 веке до н.э. Евклид сделал первые попытки представления геометрии в определенной логике (аксиоматический подход), тогда как алгебра и арифметика до сих пор представляют собой набор средств, применяемых для решения задач определенного типа.
Вторым ответом на этот вопрос является то, что решение задач по геометрии опирается на интуицию. Решая геометрические задачи ученик интуитивно подбирает набор нужных ему фактов и лишь затем доказывает их, или находит доказательство. При решении именно геометрических задач повышается вероятность индивидуального математического творчества.
Другое о образовании:
Теоретические основы исследования проблемы развитие
речи младших школьников
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение ...
Психологический портрет студента
Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На ...
Развитие мышления и речи на уроках математики
Способность четко, логически совершенно мыслить и ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждается руководитель предприятия и рабочий, ученый и инженер, педагог и экономист, врач и агроном. Вот почему вопросы развития мышления и речи являются одними из основн ...