Помимо письменной речи, исследовано развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза слов, активного словарного запаса, грамматической стороны речи и связной речи.
Исследование фонематического слуха.
При обследовании развития фонематического слуха выявлена способность детей, выделять звук из ряда других звуков, из слоговых рядов, в словах и различать сходные звуки с помощью следующих заданий:
1. Повторение за логопедом серий слогов.
2. Выделение звука в слове.
3. Определение количества слогов в слове, произнесённом логопедом.
4. Называние картинки, скажи, чем отличаются. Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования фонематического слуха у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в анализе услышанного и его воспроизведении, это говорит о том, что у детей наблюдается поверхностное речевое внимание.
Исследование состояния звукового анализа и синтеза слов.
При обследовании состояния звукового анализа и синтеза слов использовались следующие задания:
1. Определение количества звуков в словах (количественный анализ).
2. Выделение первого, последнего гласного (согласного) звука в слове.
3. Последовательное выделение каждого звука в слове.
4. Называние слов, в которых 3,4, 5 звуков. (5 слов).
Максимальное число баллов за серию — 30.
Анализ результатов данных заданий показал, что:
1) Трудности в выделении последовательно каждого звука в слове;
2) Затруднения в нахождении места звука в слове;
3) Преуменьшение количества звуков в слове при подсчёте.
Исследование грамматического строя речи.
При исследовании грамматического строя речи использовались следующие задания:
1. Составление предложений из слов.
2. Образование уменьшительной формы существительного.
3. Добавление предлогов в предложение.
4. Образование прилагательных от существительных.
Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в образовании имён прилагательных от существительных, в образовании уменьшительной формы существительных, добавление предлогов в предложение. Также были затруднения в конструировании предложений.
Исследование активного словарного запаса.
При исследовании активного словарного запаса использовались следующие задания:
1. Подбор синонимов.
2. Подбор антонимов.
3. Умение объяснять переносное значение слов в словосочетаниях и предложениях.
4. Классификация понятий (предметные картинки).
Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования активного словарного запаса у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднение в подборе определений, синонимов и антонимов. Это свидетельствует о бедном словарном запасе. В речи детей отсутствуют деепричастия и причастия, многие наречия и предлоги. Дети затрудняются в использовании прилагательных "широкий - узкий", "тонкий - толстый", "длинный - короткий". Они заменяют их обозначениями "большой" или "маленький". Затрудняются в объяснение переносного значения слов в словосочетаниях и предложениях.
Исследование связной речи.
При исследовании связной речи использовались следующие задания:
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок из 4 - 5 картинок.
2. Пересказ прослушанного текста.
Максимальное число баллов за серию - 30.
В результате исследования связной речи у детей младшего школьного возраста были выявлены затруднения в составлении рассказа по серии сюжетных картинок из 4-5 картинок и при пересказе прослушанного текста.
Рассказы детей отличались небольшим объемом, нарушением связности высказываний, многочисленными повторами. Наиболее часто дети пользуются простым двусоставным нераспространенным предложением
Таким образом, все задания методики объединены в шесть серий с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику составляет 180. Приняв эту цифру за 100%, можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб, используя процедуру, описанную выше.
В таблице 2 представлены результаты диагностики учащихся младших классов школы-интерната №22 V вида перед проведением коррекционно-развивающей работы.
Другое о образовании:
Эмпирическое исследование детского
изобразительного творчества в сюжетном рисовании
Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы. Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детс ...
Развитие движений руки
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова И другие); отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Организация специализированных "Детских садов по данному направлению обнаружил ...
Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе
Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление ...