Эмпирическое исследование детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

Новая педагогика » Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании » Эмпирическое исследование детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании

Страница 1

Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе я/с № 3 г. Могилева в ноябре 2008 - апреле 2009 года. Для исследования мы взяли 25 детей группы «Почемучки» (Приложение 1) и их родителей, 1 воспитателя группы.

Цель исследования: изучить влияние сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

Задачи исследования:

1. Выявить условия для развития изобразительного творчества у детей в семье и детском саду.

2. Изучить нетрадиционные техники изобразительной деятельности и описать их влияние на развитие творчества в сюжетном рисовании дошкольников.

3. Разработать и апробировать экспериментальную методику на выявление возможности влияния сюжетного рисования на развитие детского изобразительного творчества.

Гипотеза исследования: мы предположили, что развитию детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании будет способствовать использование нетрадиционных техник при соблюдении следующих условий:

ü грамотный подбор содержания работы с детьми, а также нетрадиционных техник рисования

ü наличие соответствующей материальной базы

ü заинтересованность педагогов дошкольного учреждения и семьи в развитии изобразительного творчества у детей

ü взаимосвязь различных видов детской деятельности.

Исследовательская работа включала несколько этапов:

1. констатирующий эксперимент, направленный на выявление условий для развития детского изобразительного творчества в дошкольном учреждении и семье и на выявление у детей уровней развития изобразительного творчества.

2. формирующий эксперимент, в ходе которого нами были подобраны различные нетрадиционные техники рисования и проведен ряд занятий по сюжетному рисованию с использованием данных техник с детьми, проявившими предпосылки к развитию творчества.

3. контрольный эксперимент, направленный на выявление влияния использования нетрадиционных техник в сюжетном рисовании на развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста.

Для проведения исследовательской работы по выявлению условий для развития изобразительного творчества в семье и детском саду нами были использованы анкеты.

Ответы родителей и педагогов дошкольных учреждений сравнивались нами с условиями, необходимыми для развития художественного творчества, выделенными Г.Г. Григорьевой в книге «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности»:

ü широкий подход к решению проблемы: данная задача должна решаться во всех сферах жизни ребенка и во всех видах деятельности. (должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество).

ü Организация интересной, содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционального интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом для работы воображения (наблюдения, занятия, игры, посещение театра и т.д.).

ü Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.

ü Общение с искусством.

ü Обучение

ü Комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительное наблюдение, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения.

ü Предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым.

ü Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Для выявления у детей уровней развития творчества в сюжетном рисовании нами было проведено занятие по сюжетному рисованию на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…». Были выделены следующие уровни творчества: высокий, средний и низкий. Отнесение ребенка к каждому из них обусловлено соответствием показателей процесса и качества продукции его художественного творчества критериям оценки, выдвинутым Н.А. Ветлугиной:

1. показатели творчества, характеризующие отношения, интересы, способности детей:

ü Искренность, непосредственность, увлеченность, эмоциональность.

ü Интерес к изобразительной деятельности.

ü Способность вхождения в изображаемый образ

2. показатели творчества, характеризующие способы творческих действий:

ü Создание новых комбинаций из усвоенных ранее элементов.

ü Дополнения, изменения, преобразования знакомого материала, нахождение оригинальных приемов изображения.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...

Воспитание школьников на уроках математики посредством сообщения им сведений из истории науки
Среди целей преподавания математики в школе можно выделить одну - формирование у учащихся представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Учителя математики часто считают ее не главной и не уделяют должного внимания соответствующей работе на уроке. Практика работы с историей математ ...

Университетское образование Австралии
По окончании средней школы в Австралии имеется возможность получить университетское или профессиональное образование, которое за последние 15 лет претерпело значительные изменения. Имеется 35 государственных университетов (из них некоторые были преобразованы в университеты только в конце 1980-х год ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru