Средства приобщения дошкольников к этнической культуре

Страница 6

Затем мы произвели анализ количественного распределения детей по уровням в обеих группах.

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

3

3

Средний

2

3

Низкий

2

3

Цель формирующего этапа: разработать систему тематических занятий (детских праздников и развлечений), способствующих приобщению дошкольников к этнической культуре.

Задачи формирующего этапа:

1) ознакомить детей с элементами русского и украинского народного творчества (фольклор, народные промыслы, элементы быта, обычаями и традициями народных праздников), историей России и Украины, историей национального костюма;

2) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок);

3) эстетическое развитие дошкольников (посредством включения элементов народных промыслов (вышивки, лепки и др.) в занятия по труду).

Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению дошкольников к этнической культуре можно с помощью тематических праздников и развлечений. Приведем примерную программу проведения таких мероприятий. Курс предназначен для дошкольников 4-5 лет.

Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс дошкольного учреждения. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Следует отметить следующие особенности организации работы:

1. При подборе поэтических текстов (стихотворений, загадок, песенок) учитывались: простота и четкость ритма; краткость самого стихотворения и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; занимательность (интересная фабула, четкая сюжетная линия); отсутствие описательного и созерцательного момента при ярко выраженной действительности.

2. После первого занятия (на тему: "История России и Украины, их столицы и крупные города, флаги) наглядный материал (карты России и Украины, изображение флагов, людей в национальных костюмах и др.) оставляется в группе на все время занятий и постоянно находится в поле зрения детей (приложение 3).

3. Игры проводятся со всей подгруппой одновременно, в некоторых случаях (застенчивый, неактивный ребенок) - индивидуально.

4. Каждый этап работы (ежемесячная серия занятий из 3-4 праздников) следует рассматривать как промежуточный. Результат работы: пересказ содержания занятия (при низком уровне приобщенности к этнической культуре) или связный рассказ ребенка на ту же тему, что и занятие, со своими дополнениями информации, полученной от родителей (например, о бабушкиных вышитых рушниках или сорочках, хранящихся в семье, о колыбельной песне, которую пела мама и т.д.)

5. Занятия (праздники, развлечения) могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей о теме занятия, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия информации. Основной методический прием - вопросы воспитателя; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

6. При занятиях с детьми 4-го года жизни особенно важно использовать разнообразные игровые приемы, например, "Расскажем кукле". С помощью педагога дети с удовольствием рассказывают о пришедшей к ним в гости кукле (собаке и др.), можно использовать расписные игрушки. Воспитатель задает детям вопросы, закрепляющие полученные знания о данном объекте. Этот прием побуждает детей к новым высказываниям.

В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое о образовании:

Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...

Молодежная наука как фактор развития одаренных студентов
Молодежная наука – это форма объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию и пытающихся овладеть способами его получения, объединения студентов и их наставников, а также особые методы и формы научной подготовки молодежи. В рамках такого объединения решаются две тесно связанные и ...

Особенности психоэмоционального и физического развития детей с нарушениями речи
При моторной функциональной дислалии – в неречевых психических функциях не отмечается серьёзных нарушений, сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики. В эмоционально – волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru