Анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью

Новая педагогика » Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью » Анализ литературы по проблеме формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью

Страница 1

Анализ современной логопедической литературы показывает, что основное внимание исследований в этой области сосредоточено на проблемах собственно языкового развития детей с речевой патологией. Вопрос о специфике развития невербальных средств общения у данной категории детей, о характере (конвенциональные – неконвенциональные, осознаваемые – неосознаваемые, стереотипные – имеющие варианты исполнения и пр.) используемых ими невербальных знаков, о соотношении между уровнем развития речевых и невербальных средств является практически не разработанным.

В то же время и психологи, и психолингвисты (А.А. Бодалёв, И.Н. Горелов, К. Изард, В.А. Лабунская, А.А. Леонтьев, М. Argyale, R. Dirdwhistell, P. Ekman и др.) убедительно доказали, что невербальные средства играют огромную роль не только в общении, но и в процессах речепорождения и речевосприятия. Вербальная и невербальная система знаков взаимосвязаны таким образом, что в рамках речевой деятельности они достигают своего значения и ценности только в условиях взаимной интеграции и взаимного присутствия (И.Н. Горелов, В.И. Жельвис, А.А. Леонтьев и др.). Раскрывая психологический смысл нелингвистических явлений, А.А. Леонтьев отмечает, что интонация, тембр, мимика и т.д. могут сводить к минимуму воздействие «прямого» значения вербальной информации даже противоречить ему. Согласно М.М. Бахтину эмоции, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе высказывания, живого употребления.

Рассматривая место невербальных компонентов в процессе порождения и восприятия речи, большинство отечественных ученых (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Сахарный и др.) отмечают, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Этап внутреннего программирования (по А.А. Леонтьеву), семантической записи (по А.Р. Лурия), внутренней речевой схемы (по Т.В. Ахутиной), общего смыслового образа (по И.А. Зимней) не зависит от национального языка, он «оперирует не словами конкретного языка, а смысловыми элементами, включающими в свой состав систему скрытых за ними отношений». Н.И. Жинкин, раскрывая специфику внутренней речи, отмечает, что базовым компонентом мышления является особый язык интеллекта (универсальный предметный код – УПК), имеющий принципиально невербальную природу и оперирующий зрительными представлениями и разнообразными схемами. И.Н. Горелов полагает, что «невербальная внутренняя программа эксплицируется так, что вербальные средства общения только в случае, если последние оказываются менее эффективными и экономными при достижении коммуникативных целей». Иными словами, соотнеся внутреннюю программу, т.е. мысли, подлежащие выражению, с общей схемой коммуникации, с ситуацией общения, человек «убирает всё вербально – избыточное, дублирующее иные невербальные средства понимания». При этом невербальные компоненты не просто дополняют вербальные акты, а являются первичными составляющими общения, возникающими раньше речевых реализации и способствующими формированию мысли-эмоции.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении
Работа с управленческими документами включает: подготовку, технологию работы с ними, систематизацию и организации архивного хранения. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности должен основываться на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Фед ...

Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного процесса
Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочета ...

Взаимодействие семьи и школы в воспитании школьников
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению, сплочению семьи, установления взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка в семье. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея взаимод ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru