- целенаправленность наблюдения и содержание сопроводительной беседы во многом определяются характером проявлений насекомых в данное время. Поэтому воспитатель намечает заранее лишь план занятия, успех которого будет зависеть от гибкости, наблюдательности самого педагога. Решая основную задачу данного наблюдения, следует обратить внимание детей и на неожиданные моменты поведения насекомого.
Наблюдение за насекомыми целесообразно проводить не на общих занятиях, а индивидуально или с небольшой группой детей в естественных условиях. Для этой цели используются утренние и вечерние прогулки, работа в уголке природы, на огороде и в цветнике.
С детьми пятого-шестого года жизни можно устроить инсектарий. Это даст возможность хорошо рассмотреть насекомого, понаблюдать за ним более длительное время, выяснить, как дети усваивают знания и правила обращения с насекомыми.
Углубление представлений детей старшей группы о насекомых целесообразно начинать с бабочки и жука, так как они хорошо знакомы дошкольникам, являются наиболее контрастными представителями своего класса, имеют ярко выраженные особенности внешнего вида и способов передвижения. Дети рассматривают майского жука и бронзовку, бабочек – павлиний глаз и крапивницу. Интересно провести сравнительные наблюдения за бабочкой и жуком, если оба насекомых находятся в инсектарии.
Хорошо знакомое насекомое целесообразно сравнивать с менее знакомым, например бабочку со стрекозой. Дети находят сходство в частях тела и в способе передвижения этих насекомых. Такой характер наблюдения подготавливает детей к решению в будущем более сложной умственной задачи – выделению общих признаков у насекомых, установлению связей между внешним строением и образом жизни, питанием и средой обитания.
В подготовительной группе, формируя у детей представления о внешнем виде насекомых, можно отбирать для наблюдения более сходных представителей этого класса, например майского жука и божью коровку.
Опираясь на усвоенные, на предшествующих занятиях знания, следует ставить новую цель: обогащать представления дошкольников о пользе насекомых, развивать у ребят способность классифицировать животных.
Кроме индивидуальных и групповых наблюдений, с детьми старшей и подготовительной групп могут быть проведены фронтальные занятия, основой которых также является наблюдение. В эти занятия целесообразно включать изобразительную деятельность, дидактические игры, беседы.
Другое о образовании:
Виды лепки, используемые в специальной коррекционной школе
Взаимосвязь занятий лепкой с предметами общеобразовательного цикла осуществляется достаточно отчётливо на каждом уроке. Особенно заметна связь занятий по лепке с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие ...
Идея относительности в кинематике
Формирование представления о механическом движении невозможно без введения понятия о системе отсчета. Чтобы описать движение тела, т. е. его перемещение в пространстве относительно каких-то других тел, с этими телами жестко связывают систему координат и часы для отсчета времени. В классической меха ...
Общие подходы к коррекции нарушений письма у младших школьников
Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мухина. По мнению С.С. Мухина психопатологической основой алексии (дислексии) и аграфии (дисграфии) является нарушение структурообразования. Автор считает, что в подавляющем большинстве случаев ...