Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка

Новая педагогика » Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях » Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении программы индивидуального развития ребенка

Страница 1

В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса раскрывается в последствиях непонимания и ослабевающих контактов. В большинстве случаев сильнее всего это явление отражается на ученике, на ослаблении его психологической позиции и результатов труда, общественно-полезной деятельности и т. д.

Если родители не согласны со школой, с учителем, они должны немедленно устранить возникшее непонимание, разногласие, приход в школу, беседа с учителем — единственный путь разрешения вопроса. Мы уже показали следствия этого недостатка в семейном воспитании.

Из этого следует, что составление характеристик нельзя рассматривать как узко педагогическую деятельность, так как родители - активные участники воспитания. Устная и тем более письменная характеристика - предмет обостренного, актуального внимания родителей, всегда ревностного и почти всегда очень субъективного. Характеристика развития личности школьника (а до 10 класса всякая характеристика ведь фиксирует лишь определенный момент длительного и сложного процесса становления личности) не должна, не может быть тайной от родителей. Ознакомление родителей с характеристикой, совместное составление программы индивидуального развития ребенка является, как показало наше исследование, самой рациональной и эффективной по результатам влияния на семейное воспитание формой работы с родителями. С другой стороны, это и один из наиболее объективных методов изучения семьи. Конечно, показательно то, как отнесутся родители к характеристике, какое участие примут в составлении программы развития личности ребенка и плана ближайших действий. Самый интересный и убедительный материал классный руководитель получает, анализируя воспитательную деятельность родителей: постоянна она или осуществляется эпизодически, целеустремленно или стихийно, результативно или без фиксируемого изменения в развитии ребенка и т. д.

Важна также и форма предъявления характеристики родителям.

Нами экспериментально проверялось влияние на воспитательную активность семьи четырех форм предъявления характеристик учащимся 5-8 классов:

устная характеристика, даваемая индивидуально в конце первой учебной четверти;

письменная характеристика, даваемая индивидуально в конце первой учебной четверти;

устная характеристика, даваемая индивидуально в конце учебного года;

4)письменная характеристика, даваемая индивидуально в конце учебного года.

Наивысшую действенность обнаружили характеристики 2 и 1 формы предъявления. Показателем влияния характеристик на семейное воспитание являлись критерии воспитательной активности семьи (смотрите стр. 91—92). В сравнительном плане эти четыре формы предъявления характеристик дали следующие результаты:

Форма предъявления характеристики

Отмечено значительное повышение воспит. активности семьи (%).

Частично значительное повышение воспит. активности семьи (в %)

Не отмечено улучшение семейного воспитания (в %)

1.Устная в конце 1 ч.

73

8

19

2.Писменная в конце 1 уч. ч.

86

8

6

3.Устная в конце уч. г.

51

11

38

4.Письменная в конце уч. г.

63

14

23

Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях характеристика вручалась индивидуально (то есть родителям) для обсуждения ее на семейном совете. Классный руководитель выражал просьбу сообщить ему через некоторое время свое мнение о данной характеристике. Реакция родителей - быстрая, замедленная или отсутствие ответа на просьбу - тоже рассматривалась как показатель действенности характеристик.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля да ...

Основные периоды и этапы становления методики преподавания математики в России
Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизац ...

Роль детского коллектива в развитии личности
Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус­ловиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его о ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru