Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

Новая педагогика » Особенности двигательного развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата » Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе

Страница 3

Таким образом, нормализуются обратная связь и ее воздействие на центральные механизмы. Сохранение в течение определенного времени данной позы является эффективным средством профилактики или коррекции порочных положений. При ДЦП применяются не только укладки, как позы всего тела, но и фиксации частей тела туторами в положении лежа, а также фиксация больного при различных способах сидения и стояния. Все разновидности укладок и фиксаций частей тела используются как исходные положения при выполнении больными физических упражнений, а также для отдыха и фиксации достигнутого. При выборе поз основной направленностью является обеспечение условий для снятия гипертонуса определенных групп мышц, торможения гиперкинезов, выключения действия патологических синергии и содружественных движений, обусловливающих сохранность порочных поз и движений. Существует несколько видов укладок.

Укладки корригирующие. Эти укладки применяются с целью предупреждения или исправления порочных поз, контрактур и для торможения гиперкинезов. Укладки для торможения гиперкинезов выполняются в положении лежа на животе. Это положение способствует снижению интенсивности непроизвольных движений под действием массы тела больного и его давления на твердую опору. Большое значение при этом имеет положительный психологический настрой больного. В этом положении он уверен в своей безопасности и видит окружающую обстановку; ему удобнее действовать руками.

Укладки «облегчающие». Они основаны на сближении точек прикрепления мышц. В этой позе всему телу и отдельным его частям придается положение, способствующее расслаблению наиболее пораженных мышц (торможению гиперкинезов), для облегчения выполнения движений. Основными позами облегчающих укладок являются положения лежа на боку и на спине.

Укладки в среднем положении. Переход от укладок в облегченном положении к укладкам в среднем положении надо осуществлять постепенно. Разгибание начинается с менее пораженной руки или ноги. Основными укладками в среднем положении являются укладки на спине и животе, с разведенными на расстояние длины ступни прямыми ногами.

При ДЦП широко применяется общий лечебный и точечный массаж. Лечебный массаж способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.

Приемы общего массажа для расслабления мышц.

Поглаживание. Это один из самых древних и распространенных приемов в лечебном массаже. Поглаживанием массируют только кожу. Это легкий поверхностный прием, который выполняется ладонной поверхностью предельно расслабленной кисти. Четыре пальца при этом сомкнуты, а большой отведен до предела. Рука должна как можно шире обхватывать массируемый участок тела. Поглаживание следует выполнять спокойно, ритмично, легко и свободно скользя рукой (руками) по коже. При выполнении поглаживания с кожи механически удаляются отжившие чешуйки эпидермиса, улучшается кожное дыхание, усиливается выделительная функция сальных и потовых желез, повышаются кожно-мышечный тонус, сократительная функция кожных желез. Поглаживание является гимнастикой для кровеносных сосудов кожи: оно расширяет их, способствует раскрытию резервных капилляров. Под влиянием поглаживания повышается местная температура, появляется приятное ощущение тепла, происходит расширение сосудов, что вызывает прилив артериальной крови к массируемой области и способствует перераспределению крови в организме, усиливает отток венозной крови и лимфы, устраняет застойные явления, улучшает эластичность и упругость кожи. Поглаживание повышает жизнедеятельность клеточных элементов глубоких слоев кожи, увеличивает число эритроцитов и тромбоцитов.

Этот прием снимает напряжение нервной системы, а при продолжительном применении действует обезболивающе. В рефлексогенных областях (шейно-затылочная, верхне грудная, подложечная, область живота и др.) он оказывает рефлекторно-терапевтическое воздействие на патологически измененную деятельность различных тканей и внутренних органов.

Потряхивание способствует лучшему оттоку крови и лимфы, равномерному распределению межтканевой жидкости, успокаивающе действует на центральную нервную систему и расслабляет мышцы, снимая напряжение. Потряхивание применяется для стимуляции сократительной и двигательной функций ослабленных мышц. Этот прием способствует восстановлению угасших глубоких рефлексов и вызывает их усиление.

Потряхивание всегда выполняется вдоль мышечных волокон по направлению от дистального к проксимальному кницу мышцы. Обязательным условием при этом является ночное расслабление массируемых мышц. Методика и техника выполнения этого приема: мышца потряхивается мини тем и большим пальцем (остальные пальцы слегка приподняты). Потряхивающих движений достигают быстрыми колебаниями кисти, которая смещается то в сторону мизинца, то в сторону большого пальца. Частота этих движений должна быть равна примерно 6—7 в 1 с. Массируемую мышцу необходимо предельно расслабить, рука массажиста также должна быть расслабленной, — тогда сотрясающие движения можно будет выполнять только кистью и предплечьем, без участия плеча.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Психологическое консультирование акцентуированных подростков с проблемой переживания одиночества
Современная ситуация в обществе приводит к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность. В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, за ...

Общая характеристика и методика проведения кружковых занятий по математики
Математический кружок – это одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий. В основе кружков работы лежит принцип строгой добровольности. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако следует иметь ввиду, что иногда и слабо успевающие учащиеся изъ ...

Краткий обзор программ, воспитывающих у дошкольников эмоциональную отзывчивость к прекрасному в природе
В настоящее время существует несколько программ, которые обращают особое внимание на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному: Программа «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Программа «Семицветик» – авторы В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. Программа «Приобщение дете ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru