Рассмотрим процесс работы над произведением на примере "Вокализа" Ракова. Как уже было сказано выше, необходимо рассказать ученику о композиторе (см. Введение).
Далее нужно обратить внимание ученика на название произведения - "Вокализ". В нем часто заложено основное настроение произведения. Здесь название жанровое.
Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук), музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного исполнения (С.В. Рахманинова, М. Равеля и др.).
Из самого названия уже ясно, что исполнение этого произведения потребует от ученика умения не только извлекать красивый звук, но и "петь" на инструменте. На первом уроке можно прослушать не только "Вокализ" Ракова, но и других композиторов в инструментальном и вокальном исполнении.
Проигрывая "Вокализ" впервые, необходимо сразу же соблюдать все динамические и агогические оттенки, штрихи. Потом необходимо установить форму. "Вокализ" написан в трехчастной репризной форме. Найти с учеником первый раздел, середину и репризу, определить штриховые и динамические сходства и различия между началом и репризой.
На первом же уроке можно отредактировать аппликатуру, штрихи (в случае, если она не устраивает по каким-либо причинам педагога или неудобна ученику).
Работая над этим произведением, ученику будет нужно сосредоточиться в работе над сменой струн, звукоизвлечением, а так же сменой позиций. Позиция это положение левой руки на грифе, которым называется положение большого пальца и первого пальца левой руки относительно порожка инструмента, позволяющее сыграть заданную последовательность звуков, не сдвигая руки. Деление грифа это вспомогательный прием, облегчающий изучение грифа. С ранним подготовительным движением ученик избавляется от хватательного рефлекса, мышечной зажатости и подготавливает вибрацию.
Типы переходов:
1. в позицию через открытую струну;
2. одним пальцем;
3. переход с вышележащего на нижележащий (подмена);
4. с нижележащего вверх и обратно;
В этом произведении встречаются все 4 типа переходов:
1 тип
2 тип
3 тип
4 тип
Нужно уделить внимание вибрато. Так как здесь его значение очень важно - это вокализ и для музыкального исполнения нужен певучий звук.
Смена позиций должна быть мягкой и не заметной. Нужно стараться играть на соседних струнах, для достижения равномерного тембра.
После концертного выступления преподаватель должен сделать выводы для себя, чтобы для дальнейшего развития ученика подбирать соответствующий технический и художественный материал.
Другое о образовании:
Пути внедрения результатов исследования
Самое важное в завершенном педагогическом исследовании – это внедрение его результатов в практику. Под внедрением результатов понимается целый комплекс мероприятий, реализуемых в определенной последовательности, включающих информирование педагогической общественности о полученных выводах или выявле ...
Формы объединения воспитательной деятельности школы, семьи в осуществлении
программы индивидуального развития ребенка
В практике школы нередки случаи несовпадения, иногда очень значительного, оценок ребенка учителями и родителя ми. В 5—10 классах процент несовпадений возрастает. Дело заключается отнюдь не в выявлении «виновных» такого взаимного непонимания: ясно, что вина лежит на воспитателях. Серьезность вопроса ...
Роль слова в ознакомлении с насекомыми
Многие сведения о различных представителях мира насекомых дети получают во время рассказа воспитателя или проводимых им бесед, чтения книг о природе и т.д. правильно поставленный вопрос, эмоциональное, точное обобщение знаний, вовремя использованное художественное слово – всё это имеет большое знач ...