Из данных таблицы мы можем сделать следующие выводы:
1. У семей А и Б выражена гиперпротекция (шкала Г+). Ребенок находится в центре внимания семьи. Родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания. Воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Типичные высказывания таких родителей отражают то важное место, которое ребенок занимает в их жизни, преувеличенное представление о том, что произойдет, если ему не отдать все силы и время.
2. У семьи В выражена фобия утраты ребенка (шкала ФУ) и гиперпротекция (шкала Г+). Повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о «хрупкости» ребенка, его болезненности. Все это могло развиться в связи с историей рождения ребенка или перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношения родителя к ребенку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию ребенка и спешить с его выполнением, другие мелочно опекать его. Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него множество болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлом (даже отдаленных по времени) переживания по поводу здоровья ребенка.
3. У семей Г и Д по результатам опросника отклонений в воспитании не выявлено.
4. У семьи Е минимальность санкций (шкала С-). Родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко. Они уповают на поощрение, сомневаются в результативности любых наказаний.
По результатам исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Преобладающим стилем воспитания в семьях имеющих детей с ограниченными возможностями, является либерально- попустительский (50% семей) и для 33% семей характерен авторитарный стиль воспитания, где родители знают всему цену, любят порядок и ждут этого от ребенка. В контрольной группе у 50% семей либерально-попустительский стиль воспитания и у 50% семей авторитарный стиль воспитания.
2. У 67% семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, взаимоотношения родителей с ребенком благоприятные, в экспериментальной группе у 100% семей благоприятные отношения с детьми.
3. У 50% семей выражена гиперпротекция. Родители уделяют ребенку крайне много сил, времени, внимания. Воспитание стало центральным делом жизни родителей.
4. В одной семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями выражена фобия утраты ребенка, которая характеризуется повышенной неуверенностью родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о «хрупкости» ребенка, его болезненности.
5. В одной семье родители склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко.
6. У 34 % семей отклонений в воспитании детей не выявлено.
7. Мы считаем, что гипотеза частично подтвердилась.
2.3 Рекомендации для родителей
1. Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
2. Относится к ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивание с другими детьми.
3. Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
4. С взрослым у ребенка должны быть хорошие доверительные отношения.
5. Проникнуть чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком (рассказ, песенка, подделка, рисунок и т.д.), восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.
6. Проявлять понимание деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении ребенка. Помогать находить ему свою точку зрения в различных ситуациях и не игнорировать его чувства и эмоции.
Другое о образовании:
Мотивационная готовность к обучению в школе
Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием, в котором можно выделить следующие «пласты»: а) интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к фо ...
География – ее значение в воспитании будущего поколения
Люди живут и работают в разных природных зонах: на равнинах и в горах, среди лесов и на степных просторах, в холодной тундре и в знойной пустыне. Они возделывают землю, разводят животных, добывают и перерабатывают полезные ископаемые, выплавляют металлы, строят города, прокладывают дороги и т. д. ...
Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...