На государственной педагогической практике II курса в 4 «В» классе сш №66 г. Караганды мы работали с учебником природоведения А.А. Плешакова. Основная задача учебника – все элементы природы взаимосвязаны, природа и человек – одно целое. Учебник оригинален, интересен своим содержанием, языком и методическим аппаратом, которые находятся в органическом единстве направлены на развитие экологического мышления, привитие практических навыков охраны природы, индивидуального обучения. Очень много заданий, которые ориентируют ребят на развитие наблюдательности. Учебник предусматривает проведение большого числа опытов и практических работ, как на уроке в классе, так и при выполнении домашнего задания.
В приложении № 20 приведены фрагменты уроков по темам «Природе нужна твоя помощь», «Тела, вещества, частицы», «Температура и термометр», «Превращение воы», на которых в системе использовались такие средства активизации учебно-познавательной деятельности школьников, как:
содержание учебного материала;
использование занимательного материала;
дидактические игры;
проблемные вопросы и задания;
опыты и практические задания;
наглядные пособия;
самостоятельная работа учащихся.
Критерии оценки знаний учащихся на уроках познания мира:
высокий – если ребенок может воспроизвести знания на 5 день после изучения темы;
средний – если ученик воспроизводит их на 2 день;
низкий – если воспроизводит на 1 день, после ознакомления с темой.
Мобильность – описывает результат дальнейшего преобразования знаний в процессе их применения в различных учебных ситуациях. Высокий уровень мобильности характерен для учащихся, выполняющих сложные задания по изученной теме. Средний уровень – у тех, кто справляется с заданиями средней сложности. Низкий – у ребят, решающих простые задания.
Осмысленность – описывает результат понимания полного обобщенного и систематизированного знания.
Уровень сформированности умений определяется по таким показателям, как точность, скорость, самостоятельность.
Точность – способность выполнять определенный вид заданий без ошибок. Выделяют 3 уровня точности:
высокий – отсутствие ошибок;
средний – наличие 1-2 незначительных ошибок;
низкий – наличие 3 и более ошибок.
Скорость – описывает выполнение действия за минимальный промежуток времени. Отдельно фиксируется время первого и последнего выполнивших задание. Этот временной промежуток делится на 3 части. Дети, выполнившие задание за минимальный срок, обладают высоким уровнем скорости; за максимальный промежуток времени – низким уровнем. У остальных средний уровень скорости.
Самостоятельность – способность, не опираясь на постороннюю помощь, выполнять действия. Выделяют 3 уровня сформированности этого показателя:
высокий – выполнение заданий без помощи учителя;
средний – необходимость в небольшой подсказке;
низкий – выполнение задания с помощью учителя.
На начальном и заключительном этапах практики были проведены контрольные срезы знаний по познанию мира за данный период.
Если ученик дал правильные ответы во всех вариантах опроса, это высокий уровень прочности. Наличие 30 % ошибок в последнем срезе и безошибочное выполнение первого – это средний уровень. Низкий уровень – 50 % ошибок.
Срез, проведенный после изучения тем: «Растения зимой» и «Птицы зимой», состоял из 3-х заданий разной сложности. С его помощью выявили уровень сформированности мобильности знаний и точности, скорости, самостоятельности умений.
Если выполнены все задания – высокий уровень мобильности. Средний – если выполнены 1 и 2 задания без ошибок или все задания без ошибок или все задания с наличием 1 или 2 ошибок. Низкий уровень – 1 задание без ошибок или все задания с наличием 2-3 серьезных ошибок. Точность выполнения определялась с помощью первого задания. Высокий уровень – отсутствие ошибок; средний – наличие одной серьезной или 1-2 незначительных ошибок; низкий – 2-3 серьезных, основанные на незнании программного материала, ошибки.
На основе проведенных срезов, характеризующих уровни показателей заданных критериев, можно определить общий итоговый уровень сформированности знаний и умений по определенным темам природоведения. Это же, в свою очередь, необходимо для подтверждения сформированности познавательной активности учащихся класса.
Зная уровни притязаний учащихся можно определить методику для выявления познавательной активности.
Определить их можно следующим образом:
На столе раскладываются в порядке возрастания 14 пронумерованных конвертов, в них карточки с одинаковыми по сложности заданиями.
Ученику дается установка, что сложность задания вырастает от 1 до 14, т.е. самое легкое – первое задание, самое сложное - в конверте под номеров 14. По этому выбору судят об уровне его притязаний о познавательной активности.
Вцелом по классу уровень знаний по познанию мира повысился: на высоком уровне с 35 % до 46,5%; на среднем понизился с 55% до 50%; на низком – с 11,5% до 3,5%.
Другое о образовании:
Методы и приемы эстетического воспитания школьников на уроках искусства
В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ученика по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом опр ...
Личностное становление студентов в зависимости от устойчивости выбора
профессии
Процесс профессионального становления рассматривается как проблема поиска смысла собственного существования человека и оценивается как глубинное личностное новообразование, связанное с формированием внутренней позиции, построением жизненных планов. Качество профессионального функционирования личнос ...
Формированпие экологической этики в современной теории социума
Термин «этика окружающей среды» – фактически целая область, - феномен, возникший недавно, действительно ставший актуальным только последние несколько десятилетий, хотя многие конкретные опасения или философские нити, касательно этих проблем, разрабатывались в течение различных столетий. Этика окруж ...