Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Сущность и структура учебно-познавательной деятельности

Страница 3

Следующий компонент учебной деятельности – контроль. Под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за функционированием, правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. А.К. Маркова различает три вида контроля:

итоговый – по результату работы;

пошаговый, пооперационный – по ходу работы. Этот способ контроля является более зрелым, т.к. позволяет ученику скорректировать работу, преодолеть ошибки до завершения работы;

прогнозирующий, опережающий – до начала работы, он позволяет предупредить ошибки, спланировать учебную работу в целом.

Последним из компонентов учебной деятельности является оценка. Функция оценки заключается в том, чтобы определить, усвоили ли учащиеся заданный способ действия и продвинулись ли на ступеньку выше.

Качества результатов усвоения того или иного материала могут быть представлены как критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Знания – это понятийно-фактическая составляющая учебного материала, к которой относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности, теоретические обобщения, а также знания о способах действия. Знания можно понимать как учебную информацию, усвоенную на уровне запоминания. Знания предполагают сохранение усвоенного в памяти, чтобы применять их на практике: для решения учебно-тренировочных задач встречающихся в реальной практике, а также для приобретения новых знаний.

Знания тесно связаны с умениями, которые нужны для закрепления знаний и действительного их применения на практике. Под умениями понимаются действия, которые ученик может совершить на основе полученных знаний, это действия, которые ученик может совершить тогда, когда потребуется. Умения в свою очередь в дальнейшем могут способствовать получению новых знаний и формированию навыка.

Навык – это автоматизированное действие, которое ученик может совершить на основе ранее полученных знаний и отработанных умений. Переход умения в навык характеризуется так, что человеку уже не надо думать о том, как надо совершить действие. Он выполняет его быстро, т. е. автоматизировано, но целенаправленно.

Учебно-познавательная деятельность должна строиться с учетом изменений в психическом развитии младшего школьника. Дадим краткую характеристику наиболее важным из них:

Произвольность психических функций и поведения. Восприятие становится целенаправленным, превращается в наблюдение. Формируется словесно-логическая память.

Формирование внутреннего плана действий. Мышление, будучи в дошкольном возрасте наглядно - образованным, приобретает черты частично абстрактного.

Формируется способность планировать учебную деятельность. Ребенок учится обосновывать справедливость своих высказываний и действий.

Таким образом, учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебные мотивы; 2)учебные задачи и действия; 3) действия контроля; 4) действия оценки. Эта деятельность связана, прежде всего, с усвоением младшими школьниками теоретических знаний, т.е. таких в которых раскрываются основные отношения изучаемого материала. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях. Учебные действия направлены на усвоение детьми именно данных способов. Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля и оценки, которые позволяют школьникам прослеживать правильное выполнение только что указанных учебных действий, а затем вывить и оценить успешность решения всей учебной задачи. Основным новообразованием младшего школьника является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей – память, восприятие; благодаря чему дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка (33,56).

Страницы: 1 2 3 

Другое о образовании:

Содержание и методика сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельность
Изобразительная деятельность — это первый продуктивный вид деятельности, с помощью которого ребенок передает свои впечатления от окружающего мира, выражает на бумаге, в пластических материалах свое отношение ко всему происходящему. Отмечается значимость занятий изобразительной деятельностью для поз ...

Модель воспитания в Афинах и Спарте
В античные времена существовали две модели воспитания – афинская и спартанская. Они резко отличались целями, методами, средствами и результатами воспитания. Афинская модель предполагала гармоничное воспитание личности, включающее умственное, физическое, эстетическое, нравственное развитие. Афиняне ...

Причины стойких нарушений письма и условия их компенсации
Е.А. Яструбинская пишет, что в основе возникновения стойких "нелепых", часто повторяющихся ошибок лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные объективные причины. Причины стойких нарушений письма и чтения: 1) Социально-экономического характера: А) слабая готовность ребенка к школ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru