Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Новая педагогика » Особенности коррекционно-логопедической работы над голосом у детей с ринолалией » Коррекционно-логопедическая работа над голосом детей, страдающих ринолалией

Страница 1

Многолетняя практика показывает, что наилучших результатов в коррекции речи детей, страдающих ринолалией, позволяет достичь комплексная методика работы. В основу комплексного метода положен принцип одновременного обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости. Поэтому коррекционно-логопедическая работа над голосом является частью комплексных мероприятий. Одной из важнейших составляющих успеха в преодолении данной речевой патологии является тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей.

Коррекционно-логопедическая работа направлена на решение следующих взаимосвязанных задач:

– нормализацию «ротового выдоха», т.е. формирование длительной ротовой воздушной струи при произнесении всех звуков речи, кроме носовых;

– формирование полноценной артикуляции всех звуков речи в соответствии с программой;

– устранение назального оттенка голоса в связи со спецификой дефекта.

Коррекционно-педагогическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую, физиологически обоснованную, последовательность. Она не зависит от возраста ребенка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния (до или после пластической операции). В первую очередь проводятся мероприятия по компенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологический базис для нормализации речи. После этого все внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи – устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизношения, поскольку сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосоведения обеспечивает возможность выработки стереотипа нормальной речи.

Коррекция звуковой стороны речи, усвоение правильных навыков звукопроизношения строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы. Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.

I. Дооперационный подготовительный этап.

II. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

III. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

IV. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Коррекционная работа с детьми с ринолалией, осуществляется обязательно на индивидуальных занятиях, так как именно на индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для ринолалии. Занятия проводится 3–4 раза в неделю, и длятся 15–20 минут. В индивидуальной тетради ребенка записываются все инструкции и задания, также даются четкие указания для занятий дома.

Коррекционные задачи имеют определенное различие в зависимости от того, произведена ли пластическая операция по закрытию расщелины или нет, хотя основные виды упражнений используются как в дооперационный, так и в послеоперационный период.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Диагностика воспитанности, как условие эффективности воспитательного процесса
Воспитание – процесс противоречивый и длительный. В нем возникают серьезные трудности, бывают и срывы. Результаты воспитания имеют нередко отдаленный характер, и учитывать их трудно. Оно начинается задолго до школы и продолжается в процессе трудовой жизни. С определенного возраста воспитание сочета ...

Процедура определения психологической готовности к школе
Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле-мае. На доске объявлений в д/с или школе заранее вывешивается листок с информацией о т ...

Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики
Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru